КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

Церковь Христа

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА — распространенное в протестантской среде самоназвание, используемое различными по масштабам религиозными организациями.

Наиболее известная из них именуется также Ученики Христа. Она возникла среди английских и американских пресвитериан в начале XIX в. под влиянием идей ривайвелизма. К основателям относят шотландского пастора Томаса Кэмпбелла (1765–1854), выступившего с позиций арминианства (см. ремонстранты) против кальвинистских установок Вестминстерского исповедания веры. Спасение, полагал он, является делом свободной воли человека. Осознав свою греховность, раскаявшись и уверовав в Бога человек обретает спасительную благодать Святого Духа. Крещение знаменует состоявшийся выбор. Такому человеку Бог прощает грехи и дарует посмертное вечное блаженное бытие.

Переехав в Северную Америку, Кэмпбелл основал в 1809 г. «Христианскую ассоциацию», провозгласившую отказ от конфессионального противостояния и терпимость к различным христианско-теологическим позициям. Ни одна теология, считал Кэмпбелл, не может заменить самоочевидных истин Нового Завета, которые объединяют всех христиан. Эту концепцию поддержал его сын Александр Кэмпбелл (1788–1866). Пропагандируя новое движение, он совершил ряд проповеднических поездок по штатам Юга и Среднего Запада. В проповедях звучал призыв к верующим уподобить свою жизнь первоначальной христианской общине, не знавшей ещё изощрённого культа и спекулятивной теологии, но зато учившейся непосредственно у Христа. Единственное необходимое требование — крещение и вера в Иисуса Христа как Спасителя. Эта проповедь получила популярность в ряде баптистских общин т. н. Редстоунской ассоциации. Отец и сын Кэмпбеллы с группой своих сторонников вошли в её состав в 1812 г. на правах фракции.

Аналогичной идеологии придерживалось и возникшее тогда же «Движение христиан» во главе с пресвитерианским пастором Бартоном Стоуном (1772–1844). Он отрицал идею триединства Бога и учение о двух природах Христа. Действительным, полагал Стоун, может быть лишь сознательный выбор веры. Поэтому признавалось крещение только во взрослом возрасте. Причём совершить его мог любой христианин-мирянин. Стоун требовал полной автономии общин и права свободного выбора пасторов. Высший авторитет для христианина в делах веры — Новый Завет.

В 1832 г. общины Кэмпбеллов и Стоуна объединились в организацию «Христианская церковь — Ученики Христа». Учение этой церкви считает достижение всехристианского единства важнейшим условием наступления тысячелетнего Царства Божьего. После свершения этого Царства и наступит второе пришествие Христа.

Ныне насчитывается ок. 1,5 млн членов этой церкви. Со временем на её вероучительной основе стали возникать отделявшиеся автономные Ц. Х. («Бостонское движение» и др.). Значительная их часть входит в экуменическое содружество самостоятельных церковных организаций США — Национальный совет Ц. Х. В его рамках сотрудничают свыше сорока протестантских и православных объединений. К сфере деятельности относится изучение текущей религиозной ситуации в стране, анализ межконфессиональных отношений и участия церквей в социальной жизни. Совет полномочен отстаивать интересы входящих в него организаций перед гражданскими властями. Национальный совет Ц. Х. является коллективным членом Всемирного совета церквей.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.