|
Школы, течения русскиий духовный ренессансрусский духовный ренессанс — так принято называть период расцвета рус. иск-ва, лит-ры и философии в кон. 19—нач. 20 в. Рус. модерн, символизм (вообще «серебряный век русской поэзии») и богоискательство — три его составные части. Европ. «декадентство», рус. лит-ра «петербургского периода», славянофильство и философия Вл. Соловьева — его гл. источники. Первыми о необходимости и неизбежности духовного Ренессанса в России — возрождения именно рус. лит-ры, заведенной социальной тенденциозностью в тупик антихудожественности — заговорили поэты: Н. М. Минский в Киеве (ст. «Старинный спор» в газ. «Заря», 1884, 24 июря) и Д. С. Мережковский в Петербурге (кн. «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», 1893). В ст. А. Волынского, ред. ж. «Сев. вестник», объединявшего петербург. символистов, и его кн. «Русские критики» (1896) и «Борьба за идеализм» (1900) вопрос был поставлен более широко: о религ.-филос. возрождении России после десятилетий господства «грубого примитивного материализма» в рус. культуре. Растущий интерес к общемировоззренч. проблемам, увлечение идеей религ. обновления привели часть символистов к мысли о гласном обсуждении «проклятых вопросов» с участием православ. духовенства. По их инициативе в конце 1901 в Петербурге открылись Религ.-филос. собрания, просуществовавшие до апреля 1903. Их преемником было созданное в 1907 Религ.-филос. об-во. Такие же об-ва возникли в Москве, Киеве, Тифлисе, Нижнем Новгороде и др. городах. Если деятельность этих собраний и об-в составляла филос. сторону Р.д.Р., то вторая его сторона, эстетическая, была связана с необыкновенным ростом в нач. века числа и популярности лит.-худож. ж. «декадентского» толка. Среди них особ. роль сыграл осн. в 1899 в Петербурге «Мир искусства», к-рый «был первым в России журналом эстетическим — в положительном смысле слова. Он начал необходимую борьбу за возрождение пластических искусств в России» (Гиппиус З. Н. Живые лица. Тбилиси, 1991. Т. 2. С. 209—210). Из моск. журналов наиб. значение имели руководимые В. Я. Брюсовым «Весы» (1904—09) — «центральный орган» рус. символизма. При всем разнообразии (если не сказать, пестроте) составных частей Р.д.Р., их объединяет представление об одухотворенности материального и воплощенности духовного, о единстве этих двух начал. В каких бы разновидностях ни проявлялась эта идея: символе в поэзии или образной конструктивности в архитектуре модерна, в святости плоти или религ. общественности, хореографич. «реализме» и «драматизме» в балетах М. Фокина, — во всяком случае, налицо был особ. взгляд на вещи, представляющий собой, в сущности, своего рода возврат к антич. калокагатии. Из него следовало отрицание историч. православия с его аскетизмом и народничества с его требованием жертв. служения «угнетенным». Этот особ. взгляд вполне можно считать гуманизмом ренессансного толка, воплотившимся в идее Богочеловечества, во взгляде на человека как на равноправного сотр. Творца. Такого рода гуманизм особ. характерен для течений, находившихся «на обочине» Р.д.Р.: богостроительства, проповедовавшего религию человекобога, и рус. футуризма, воспевавшего этого же грядущего человекобога в стихах, картинах и театральных постановках. В то время как Р.д.Р. в целом был оборван октябрьским переворотом 1917 г., эти его «маргинальные» формы наложили заметный отпечаток на сов. культуру (именно им во мн. обязаны своим происхождением «культ личности» и «социалистический реализм». Лит.: Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 2-х т. М., 1980; Белый А. Начало века: Мемуары. М., 1989; Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания. М., 1989; Гиппиус З. Н. Живые лица: Стихи. Дневники. Воспоминания. Тбилиси, 1991. Т. 2. Теги: русская философия Дисциплина: Культурология Авторы: Степанов С. |