КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

ваджраяна

ВАДЖРАЯНА (санскр

ВАДЖРАЯНА (санскр.: vajrayāna, букв. «колесница ваджры / алмазная колесница»); также мантраяна («колесница [тайной] мантры»), тантраяна («колесница тантры»), пхалаяна («колесница плода») и т. д. – эзотерическое направление буддизма махаяны, центральное место в котором занимают медитации, включающие визуализацию различных будд и их обителей (мандал), начитывание мантр, управление движением энергий по особым каналам, и иные подобные практики, имеющие целью пробудить особые способности (сиддхи), и, в конечном счёте, – «высшие сиддхи», т. е. состояние будды. При этом считается, что путём В. достичь состояния будды можно гораздо быстрее, нежели методами обычной махаяны, которую, для отличия от В., именуют сутраяной («колесницей сутр»), парамитаяной («колесницей парамит»), и так далее.

Время и обстоятельства появления В. недостаточно изучены и являются дискуссионной проблемой. Достоверно известно лишь, что В. интенсивно развивалась в последние века I тыс. н. э.: ведущие адепты В., махасиддхи, такие как Сараха, Луипа, Кришначарин и др., в мистических откровениях получали всё новые и новые тантры и привносили их в йогическую практику. Изучение В. со временем вводится в программу буддийских университетов, и поздние индийские (а за ними и тибетские) авторы уже единодушно считают В. наиболее эффективным методом достижения пробуждения, венцом буддийского учения. Поэтому к концу I тыс. н. э. именно В. становится доминирующей формой индийского буддизма, в рамках которой создаётся поразительное многообразие систем религиозной практики, памятников литературы и искусства. По наиболее распространённой классификации, тантры делятся на 4 класса: крия, чарья, йога и высшая йога, причём последний класс – тантры высшей йоги – подразделяется ещё на 2 ступени: ступень порождения и ступень завершения.

В южном буддизме В. не прижилась, а в китайском и японском не получили распространения «высшие» тантры, поэтому тибетские буддисты остаются наиболее богатыми наследниками всей совокупности индийских традиций В., сохранив тысячи тантр, их толкований, руководств к духовным практикам и т. п. в тибетском переводе. Многие из них сохранились только на тибетском языке, индийские оригиналы были утрачены. Тантры, как и сутры, считаются «словом Будды» (буддха-вачана), и если сутр в тибетском каноне, «Кагьюре», насчитывается 352, то число тантрических текстов много больше – 749. В Тибете за последние столетия также было найдено немало «терма» (тиб., букв. «кладов») содержащих новые тантрические практики, не существовавшие в Индии.

Несмотря на широкое распространение, В. называется «тайной» колесницей, потому что теоретически её считают подходящей лишь для немногих – тех, «чьё сострадание так велико, что они стремятся достичь состояния Будды быстрейшим путём». Кроме того, практики В. держат в тайне из опасения, что люди с нечистыми помыслами, воспользовавшись ими, могут причинить вред себе и другим.

Все основные категории практики, выделенные ещё в раннем буддизме, например, «37 звеньев пробуждения», в В. «деифицируются» – символически отображаясь в виде божеств мандалы, а также «антропоморфизируются», связываются с определёнными компонентами человеческого организма – органами (печень, сердце и т.п.) или веществами – такими, например, как жир, слёзы, слизь и т.п. Буддийский психокосм, представленный в мандале в аспекте того или иного образа будды (санскр.: иштадэвата, тиб.: йидам), отождествляется с живым организмом созерцателя – микрокосмом, на новом уровне доводя до логического завершения сквозную буддийскую идею о тождестве воспринимающего субъекта и воспринимаемой вселенной. На «ступени завершения» высших тантр В. переходит к работе с «тонким телом», и центр тяжести медитации переносится на визуализацию «чакр», «каналов» и двигающихся по ним «энергий».

Философской базой практически всех видов В. остаются основные учения махаяны – мадхьямака и йогачара, порой своеобразно переплетающиеся в комментариях на тантры. Для практики, однако, используются уже не сами тантры, а производные от них тексты –«садханы» и специализированные ритуальные тексты.

Презентация метода В. носила эпатирующий характер. Самая ранняя из тантр высшей йоги, «Гухьясамаджа-тантра», начинается словами: "Так я слышал: однажды Бхагаван пребывал в соитии с…» (!) Подобные фразы нуждаются в интерпретациях, поскольку тантры создавались как тайные тексты, смысл которых был зашифрован для непосвящённых. Буддийская герменевтика издревле выделяет 6, 4 или 2 уровня понимания текста.

Главным вкладом В. в разработку новых методов достижения пробуждения было интенсивное использование человеческого тела. Тело для В. – уже не только «скопище нечистот», но и «драгоценность», без которой не достичь пробуждения. Пренебрежительное отношение к телу – нарушение тантрических обетов, которые тантристы принимали помимо обетов бодхисаттвы. В их число, кроме заботы о теле, входили почитание гуру, уважение заповедей, почтительное отношение к женщинам и др. В В. рекомендуется использовать на пути к пробуждению всё, в том числе естественные «грубые» функции тела и эмоции, несущие в себе громадный энергетический потенциал.

Лит.: Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Ваджраяна Тибета // Мир тибетского буддизма. СПб., 1996. С. 119–188; Терентьев А. А. Классификация тантр в буддийских традициях Тибета / Smaranam. Сборник статей памяти Октябрины Фёдоровны Волковой. М., 2006. С. 315–332; Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры / Пер. с тиб. А. Кугявичуса. Тома 1–3. СПб., 2011–2012; Guenther H. The Philosophical Background of Buddhist Tantrism // Journal of Oriental Studies. Hong Kong, 1959–1960. Vol. V. Nos. 1, 2. P. 45–64; Dalai Lama XIV Теnzin Gyatsо. The Essence of Tantra // H. H. the Dalai Lama, Tsong-ka-pa, and Jeffrey Hopkins. Tantra in Tibet. London, 1977; Lessing F. D., Wayman A. Introduction to the Buddhist Tantric Systems. Delhi, 1978; Hartzell J. F. Tantric Yoga. Ph. D. Dissertation. Columbia University, 1997.

А. А. Терентьев

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.