|
Школы, течения вайбхашикаВАЙБХАШИКА (санскр. vaibhащika) – домахаянская школа абхидхармы, развивавшая идеи сарвастивады. Располагалась на северо-западе Индии. В. базировалась на санскритских, а не на палийских, текстах и не имела отношения к тхераваде. Название школы происходит от названия сохранившегося только в китайском переводе (видимо, коллективного) комментария «Махавибхаша» (санскр.: «Большой комментарий»), составленного после собора буддистов при кушанском императоре Канишке (I–II вв.). Этот комментарий был составлен на текст «Джнянапрастхана» (санскр.: «Путь знания») Катьяянипутры (III в. до н.э.). Несмотря на то, что В. в настоящее время не имеет последователей, её наработки используются во многих школах махаяны. К В. принадлежал известный буддийский теоретик Васубандху в начале своей карьеры, но уже при написании своей знаменитой «Абхидхармакоши» отошёл от ней и критиковал многие положения В., например, понимание кармы, с позиций саутрантики – школы, стоявшей ближе к махаяне. Наиболее крупные центры вайбхашиков находились в монастырях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусульманами в IX в. На «Махавибхашу» опиралась китайская школа цзюй-ше-цзун, японский аналог которой, школа куся-сю, была основана в 660. В. была широко распространена в Индии почти в течение тысячелетия; в Китае, Тибете, и Японии она изучается в буддийских монастырях до сих пор. Воззрения В. как ветви североиндийской сарвастивады (санскр. sarvāstivāda, доктрина о том, что всё существует»), основывались на реалистическом и атомистическом понимании явлений (санскр.: дхарм), как объективно существующих (возникающих и моментально исчезающих) частиц реальности в потоке сознания. Дхармы – это «кирпичики мироздания», конечная (не поддающаяся дальнейшему анализу) реальность и в онтологическом и в гносеологическом смысле. В В. выделяют 75 типов дхарм. Сложные явления, за которыми скрываются несколько дхарм, требуют аналитического исследования. Дхармы классифицируются на группы – прежде всего на скандхи, аятаны и дхату. 5 скандх («совокупностей») – это форма, ощущения, представления, кармические силы и сознание. 12 аятан («источников сознания») – это пять органов чувств, а также ум, и их специфические объекты: видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое и мыслимое (дхармы). 18 дхату («групп элементов») – это 12 «источников», а также шесть специализированных видов сознания: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и «умственное». В целом воззрения вайбхашиков мало отличаются от воззрений другой ветви сарвастивады – саутрантики – и все они специально отмечаются и зачастую критикуются в трактате Васубандху «Абхидхармакоша». Лит.: Khenchen Palden Sherab Rinpoche, Khenpo Tsewang Dongyal Rinpoche. Opening the Clear Vision of the Vaibhashika and Sautrantika Schools. Sidney Center: Dharma Samudra., 2007; Гулгенова А. Ц. Тибетоязычные источники (сиддханты) по истории философской школы вайбхашика. Дисс. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2006. А. А. Терентьев Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Терентьев А. А. |