КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

махаяна

МАХАЯНА (санскр

Махаяна (санскр. mahāyāna – «большая колесница»), также бодхисаттваяна («колесница бодхисаттв») – термин, появившийся в нач. н.э. для обозначения обособившегося (вероятно, от школ махасангхика и сарвастивада) направления буддизма, выдвинувшего на первый план вместо раннебуддийского идеала архата (святого, полностью освободившегося от омрачений) идеал бодхисаттвы – святого, стремящегося освободить от страданий не только себя, а всех существ. Альтруистический заряд мотивации бодхисаттвы в М. получает такую силу, что, согласно махаянскому обету, действуя из сострадания, бодхисаттва при необходимости не только может, но и обязан совершать запрещённые для всех буддистов физические действия – т. е. сострадание в М. становится выше всех обетов. То есть, ради спасения жизни других, если нет другого выхода, бодхисаттва может и должен солгать, украсть, и даже убить. В джатаках, например, рассказывается как сам Будда, будучи ещё бодхисаттвой, в одной из прошлых жизней убил на корабле бандита, который иначе погубил бы 500 пассажиров-купцов. Однако такого рода действия считаются возможными лишь для практикующих, достигших сверхзнания и способных безошибочно видеть последствия поступков. Всем прочим школам буддизма сторонники М. дали уничижительное имя хинаяна (санскр.: «малая колесница»), – которое укрепилось и в буддологической литературе XIXXX вв. – относительно южного ареала буддизма. М. господствует в северном и в юго-восточном ареалах распространения буддизма; в средние века она была распространена в самой Индии и в некоторых южных странах, таких как Таиланд, Камбоджа и др., но из Индии была вытеснена в результате арабских нашествий, разрушивших монастыри и учебные центры М., а из южных стран – усилившейся тхеравадой.

Очевидно, первыми текстами М., были санскритские сутры праджняпарамиты. Две комментаторские традиции этих сутр – объяснение пустоты и объяснение пути – были начаты, соответственно, Нагарджуной и Асангой, и послужили основой для возникновения двух основных философских школ М. – мадхьямаки и йогачары (виджнянавады). Не менее важным было дальнейшее развитие в обеих этих школах древней буддийской доктрины «двух истин» – относительной и абсолютной. Эта доктрина позволяла согласовать реалистические сюжеты ранних сутр с глубоким видением пустоты (т. е. относительности и взаимообусловленности) и иллюзорности всего мира, явленного обычному сознанию. Под «абсолютным» бытием и/или истиной (парамартха) в М. понимается не самосущая субстанция или Бог, а пустота как взаимообусловленность всех явлений. Несколько бóльшую онтологическую нагрузку несут родственные понятия – татхата («таковость»), дхармадхату («сфера явлений») и другие.

Помимо сутр праджняпарамиты, в М. возникает и множество других сутр; наиболее известны такие как «Ланкаватара-сутра», «Махапаринирвана- сутра», «Сутра проповедей Вималакирти», «Сутра золотого блеска» и сотни других. В этих сутрах действие зачастую происходит уже не в обычных местах Древней Индии, а в иных мирах, и главными слушателями Будды являются сонмы бодхисаттв.

В М. многие центральные идеи буддизма предстают в новом ракурсе. Будда начинает рассматриваться в рамках заимствованной из саутрантики концепции «трёх тел»: его «тело Дхармы» – за пределами опыта обычного человека, «тело блаженства» воспринимается лишь божествами и святыми, а земная жизнь Будды Шакьямуни оказывается всего лишь нравоучительным магическим спектаклем Будды, давно уже пробуждённого в «чистой земле» Акаништха. Большую роль в духовной практике начинают играть и другие Будды, помимо Шакьямуни. Идея о множестве будд была свойственна и домахаянскому буддизму, но именно в М. эти будды начинают играть активную роль в культе, как и могущественные бодхисаттвы, уже близкие к состоянию Будды.

Само же духовное делание в М. включает «три возвышенные практики» – развитие нравственности, мудрости и сосредоточения, и организуется в последовательности 6 (в раннем буддизме было 10) «совершенствований» (парамит): даяние, нравственность, терпеливость, рвение, сосредоточение и мудрость. При этом всегда важен принцип сочетания в любом духовном действии двух начал – «искусного метода» (упая-каушалья), в качестве которого в М. выступает прежде всего сострадание, как движущая сила первых 5 парамит, и мудрости (праджня), шестой парамиты.

Важным принципом М. стало признание того факта, что продвижение по духовному пути не связано прямо со статусом монаха или монахини, мужчины или женщины. Мудрые бодхисаттвы-миряне, такие, как, например, Вималакирти, и даже будды в женском облике – такие как Тара, становятся чрезвычайно популярными фигурами махаянского пантеона. Сама же духовная стезя подразделяется на 5 уровней («путей») и только на третьем из них – «пути видения» – индивидуум не только впервые достигает непосредственного восприятия пустоты (что делает его арьей - «святым»), но и, как правило, порождает бодхичитту – «устремлённость к пробуждению» – т. е. становится бодхисаттвой («бодхисаттва – тот, кто породил бодхичитту»). Теперь до достижения состояния будды, ближайшей цели бодхисаттвы, ему надо пройти все 10 ступеней (бхуми) этой стези. В обычной М. это занимает много эпох (кальп), а в «необычной М.», т. е. ваджраяне, иногда оказывается возможным за считанные годы.

Одновременно с постепенным исчезновением из Индии, М. становится доминирующим направлением буддизма в Тибете, Китае, Японии. Немало последователей М. есть теперь и на Западе. В России буддизм М. появился уже более 400 лет назад в Калмыкии и затем в Бурятии.

Лит.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения / Пер. с тиб. А. Кугявичуса. Т. 1–2. СПб., 2013; Шохин В. К. Бодхисаттва // Философия буддизма. Энциклопедия. М., 2011. С. 162165; Har Dayal. The Bodhisattva Doctrine in Sanskrit Buddhist Literature. London, 1932.

А. А. Терентьев


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.