КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

саутрантика

САУТРАНТИКА (санскр

САУТРАНТИКА (санскр.: sautrāntika — «последователь сутр»), также именовавшаяся «санкранти» («[учащий о] трансмиграции [скандх]») и «дарштантика» («опирающийся на аналогии») – школа, формально ответвившаяся от сарвастивады на соборе при Канишке (III в.) из-за отказа признать тексты абхидхармы словом Будды. Основателем школы, согласно традиции, является Уттара, поэтому С. также иногда называют «уттария». С., как и вайбхашика – ветвь сарвастивады, школы буддийских реалистов, признававших объективное существование явлений. Отказ С. считать Будду автором текстов по абхидхарме не означал, что они были противниками абхидхармы. Саутрантиком был Васубандху (IV в.) в период написания им «Абхидхармакоши». Именно по «Абхидхармакоше» можно проследить основные концепции С.: выделение 75 дхарм как «атомарных» явлений, из которых складывается вся наша реальность; группировка этих дхарм на группы, такие как 5 скандх («совокупностей» – форма, ощущения, представления, кармические силы и сознание), 12 аятан («источников сознания» – 5 органов чувств, а также ум, и их специфические объекты: видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое и мыслимое – дхармы), 18 дхату («групп элементов» – 12 «источников», а также 6 специализированных видов сознания: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и «умственное»). Некоторые положения в С. отличаются от позиции вайбхашиков; например, вайбхашики считают, что карма от деяний тела и речи имеет физическую природу, а согласно С. – это всего лишь волевые импульсы, – такие же, какие возникают при действиях ума. Учение С. оказало большое влияние на позднейших буддийских мыслителей, что способствовало появлению таких махаянских школ, как С.-йогачара и С.-мадхьямака У С. была концепция «тел Будды», занявшие важное место в учении махаяны, и концепция о «тонком сознании», которое они, как и некоторые поздние школы махаяны, связывали с третьим «телом Будды» (дхармакая). Детальную разработку концепция «тонкого сознания» получила в ваджраяне.

Лит.: Васильев В. П. Буддизм, его история, догматы и литература. Т. I. СПб., 1857; Шохин В. К. Школы индийской философии: Период формирования. М., 2004; Васумитра. Колесо, располагающее по порядку различия главных школ // Кузнецов Б. И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб.: Евразия, 2002. С. 176192; Bareau A. Buddhism, Schools of Hinayana Buddhism // Encyclopedia of Religion / Ed. by M. Eliade. 1987. Vol. 2. P. 444457.

А. А. Терентьев

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.