|
Школы, течения гностики
ГНОСТИКИ – ("ведающие"), назв., применявшееся для обозначения как христиан, так и адептов внешне сходного, но внутренне чуждого христианству гностицизма, наиб. известные представители к-рого вошли в достаточно обширный список мыслителей, подвергавшихся критике со стороны христ. церковных апологетов. Первый "исторический" Г. - Симон Маг из Самарии (I в. н.э.), известный своим колдовством и попытками подражать судьбе Христа. Симон объявил себя Отцом всего cyщегo, нисшедшим на землю ради спасения тварного бытия. Учение, к-рое ему приписывают, представляет собой эклектич. синтез неопифагорейских спекуляций и толкований раввинами законов Моисея. Однако уже в его воззрениях звучит осн. гностич. лейтмотив: спасение зависит не от добрых дел, а от благодати и "ведания", добрые же дела принадлежат скверному миру, а потому и сами - скверна. Симон Маг оставил после себя учеников: Саторнила, Менандра, возможно - Керинфа. Однако он не стал родоначальником гностицизма, а был скорее, фигурой, символизирующий грядущий "гностический" век. Во 2 в. практически независимо друг от друга возникло мн. сект, в самой разл. форме трактующих осн. гностич. миф: о роковом онотологич. своеволии, вызвавшем падение частиц света, о поглощении их бездной мрака и насильственном создании Космоса. Нек-рые из сект проникают в христианство, а их учителя чуть ли не становятся во гл. целых епархий (Маркион, Карпократ). Другие остаются более близкими к иудейской почве (Василид). Третьи вносят в свое учение больший элемент антич. платоно-пифагорейской метафизики (Валентин). Наконец, восточная, "иранская" ветвь гностицизма стремится, к созданию всеобъемлющего синкретич.<#whitespace />учения (Мани). Впрочем, ни одна из зафиксированных апологетами гностич. "систем" (за исключением Бардесана и Мани) не может быть с уверенностыо приписана названным выше "учителям". Об этом свидетельствует тот акт, что "ересиологи" 2-3 вв., дабы исчерпать гностич. "ереси", вынуждены были различать Валинтина и "валентиновцев", Василида и "василидовцев", говорить об "офитах", "варвелитах", "наасенах", {т.е. сектам, не связанных с опред. вероучитетелем. Рукописи из Haг-Хаммaди подтверждают, что 2-3 вв. характерны не делением на школы, но общей, достаточно эклектичной духовной атмосферой. Тогда самые разнообразные гностич. мифы сочетались с христ. и иудаист. вероучениями, причем происходило это в рамках одной общины. Названные же выше имена – скорее «харизматические личности», чем создатели самостоятельных систем. Если вернуться к «высокому» смыслу понятия Г., то удостоены такого имени могут быть христ. мистики-богословы: Дионисий Ареопагит, Франциск Ассизский, Мейстер Экхарт. Здесь «ведание» означает уже не самоволение, выражающееся в мифотворчестве, но прямое общение с Истиной, открывающее нов. горизонты христ. миросозерцания. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |