|
Школы, течения иоахимитыИоахимиты – последователи хилиастического учения Иоахима Флорского о трех эпохах мировой истории. В число И. входили как представители нищенствующих монашеских орденов (доминиканцев, францисканцев), так и идеологи крестьянско-плебейских ересей в странах Зап. Европы в XIII - XV вв. Идеи Иоахима Флорского практически не получили распространения при его жизни. Истинное значение его пророчеств, призывавших, по существу, к замене ортодоксального христианства мистическим, было оценено только после его смерти. Судьба его наследия в XIII в. тесно связана с историей нищенствующих братств, почитавших «святую нищету» как евангельский идеал монашеской жизни и провозвестие грядущей эпохи Духа. Апокалиптика И. Флорского, его пророчество о торжестве «церкви монашествующих» легли в основу толкований И. образа св. Доминика, как ангела с печатью Бога живого, а образа св. Франциска как ангела с Вечным Евангелием. Несмотря на осуждение Церковью учения И. Флорского о раздельном действии трех Ипостасей св. Троицы на IV Латеранском соборе (1215 г.), автор их торжественно признан был в особой булле Гонория III «кафолическим мужем» (лат. vir catholicus). Использование Данте образов и идей Флорского в «Божественной комедии» позволяет считать его И. Он поместил калабрийского аббата в Рай, назвав его «вещим Иоахимом». И. из числа францисканцев-спиритуалов (Иоанн Пармский, Герардо из Борго-Сан-Доннино, Салимбене, Убертино ди Казале, Дольчино) создают обширную псевдоиоахимовскую литературу, пронизанную верой в близящееся царство Духа Святого и вечное Евангелие. В 1252 г. Герардо из Борго-Сан-Доннино (ум. 1276) опубликовал под названием «Введение в Вечное Евангелие» (лат. Introductorium in evangelium aeternum) три текста калабрийского аббата, снабженных переводом и комментариями. Он утверждал, что власть католической церкви близится к концу и вскоре (в 1280 г.) появится новая, духовная церковь – церковь Святого Духа. Искажая мысль И. Флорского, он объявил Вечным Евангелием сочинения самого Иоахима. Богословы Парижского Университета во главе с ректором Гильомом из Сент-Амура (1202-1272) не преминули воспользоваться этим фактом и объявили нищенствующие ордена опасными и еретическими. Арльский собор (1260 г.) осудил «Introductorium» Герардо из Борго-Сан-Доннино и ряд положений Иоахима. Комиссия кардиналов в Ананьи (1263 г), сделала из сочинений Герардо и Иоахима извлечения сомнительных мест, которые католическая церковь в лице папы Александра IV (1185 - 1261) объявила заблуждением. В XIII и XIV вв. прямо или косвенно идеями И. вдохновлялись многочисленные еретические движения «третьего завета». Среди них наиболее значительными являются движения спиритуалов, апостоликов, фратичелли бегардов, бегинок и братьев свободного духа. Впервые И. с открытой освободительной борьбой соединил Дольчино (ум. 1307), сделав иоахимовский хилиазм программой мятежа. Ему принадлежат три послания ко всем верующим, два из которых сохранились в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316). В духе И. Дольчино рассуждает о 4 эпохах (возрастах) истории человеческого рода. 1-я эпоха, ветхозаветная, начинается от Адама, 2-я - от пришествия Христа и проповеди апостолов, это эпоха евангельской бедности и целомудрия. Обмирщение Церкви, начавшееся со времени служения папы Сильвестра I и правления императора Константина, характеризует 3-ю эпоху стяжания церковниками власти и богатств. Наконец, 4-я эпоха, предвестниками которой явились вдохновители нищенствующих орденов Франциск и Доминик, начинается со времени деятельности основателя секты апостоликов Г. Сегарелли и самого Дольчино. Они призваны возродить «духовную Церковь» во главе с новым «святым папой», избранным не кардиналами, а непосредственно Богом. В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времен. Папа Климент V объявил против апостоликов крестовый поход. Сегарелли, проповедовавший общность имущества и всеобщее равенство, был объявлен еретиком и по распоряжению папы римского Бонифация VIII сожжён в 1300 г. Дольчино с отрядом из тысячи вооруженных людей стойко отбивался в неприступных горах Северной Италии от войск епископа Верчельского. В битве 23 марта 1307 года погибло около тысячи апостоликов, а Дольчино и его ближайшие сподвижники были взяты в плен. На суде инквизиции в Верчелли пленники не отреклись от своих убеждений, были переданы в руки светских властей и 1 июня 1307 г. сожжены заживо на костре как еретики. В 1310 г. секта была осуждена Трирским Собором католической Церкви. Несмотря на давление папского престола идеи И. широко распространились в Западной Европе. Их влияние прослеживается в трудах испанского медика и алхимика Арнольда из Виллановы (1240 – 1311) и его учеников. Близость идеологии Кола ди Риенцо (1313 - 1354) к И. определило дух новоевропейского политического мессианизма. В трагическую эпоху Реформации и Контрреформации концепция И. оказала воздействие на Т. Мюнцера (1490 - 1525) и первое поколение иезуитов. Неожиданное продолжение некоторые идеи И. находят в работе Лессинга (1729 - 1781) «Воспитание человеческого рода», где философ развивает тезис о постоянно совершающемся откровении, которое должно завершиться в некую третью эпоху. Резонанс идей Лессинга через последователей Сен-Симона, возможно, коснулся Огюста Конта (1798 - 1857) и его доктрины о трех стадиях. Мировоззрение Фихте, Шеллинга, Гегеля и Маркса отмечено, хотя и по разным причинам, идеей И. о неотвратимой третьей эпохе, которая обновит и восполнит Историю. Литература: Reeves, Marjorie. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages: A Study in Joachimism. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press. 1993. E. Randolph Daniel. Abbot Joachim of Fiore and Joachimism. Variorum Collected Studies Series, Ashgate Publishing Ltd., 2011. Теги: мистика Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Цыпина Л. В. |