|
Школы, течения хилиазмХилиа́зм (от греч. χῑλιάς — тысяча) или милленаризм (от лат. mille — тысяча) – учение о тысячелетнем царстве Христа и праведников в пределах исторического времени, «субботе Божьей на Земле», которое разделялось рядом отцов и учителей церкви в качестве теологумена (частного богословского мнения), не противоречащего общему церковному вероучению. Следуя блж. Августину, католическая церковь полностью отказались от Х., предложив пророчество о тысячелетнем Царстве толковать символически. Православное богословие оставило этот вопрос открытым. В расширительном смысле Х. означает эру торжества правды Божьей на земле и носит характер компенсации социальной несправедливости в рамках исторического времени. В первые века н. э. он выражал веру в видимое торжество Бога на земле после господства антихристианских сил, которое проявлялось в гонениях на церковь. Генетически Х. связан с иудейско-раввинистическим учением о приходе Мессии и его земном Царствии, в котором воскреснут и получат тысячекратное воздаяние за муки все праведники и страдальцы. Впервые Х. в этом смысле встречается в Ветхом завете, напр., в пророчестве Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой (Ис 2:2-4; 11:6-9). Элементы Х. есть в пророчестве о Новом Иерусалиме у пророка Иезекииля (40-48). Пророчества о мессианском Царстве на земле особенно часто встречаются в интертестаментальный период в апокрифической литературе 1 в. н.э. (Кн. Еноха, Апокалипсис Варуха, 3 Кн. Ездры). Новозаветный Х. опирается на обетования Иисуса Христа (Матф. 19:21; 26:27-29; Лук. 14:12-14; 28:29, 30) и пророчество Апокалипсиса, где говорится (Откр. 20:2-6), что сатана будет связан на «тысячу лет», а мученики за Христа оживут, чтобы царствовать с Ним «тысячу лет». Воззрения Х. рождаются из установки на буквальное толкование текстов Священного Писания. Родоначальником Х., который принято называть чувственным, был гностик апостольского века Керинф (ок 100 н.э.). Он учил, что во время тысячелетнего царства Христа на земле будет восстановлен Иерусалим в прежнем его блеске и величии, равно как и все предписания закона Моисея. Блаженство праведников будет состоять во всевозможных чувственных радостях и наслаждениях. Во II веке Х. получил распространение в Малой Азии. Мужи Апостольские и учители раннего христианства (Папий Иерапольский, Иустин Философ) представляли земное тысячелетнее царство Христово, как состояние райского блаженства совершенной жизни, как невозмутимое сожительство со Христом всей общины святых, в которой прекратятся все бедствия и лишения, уничтожится сама возможность ко греху и будет восстановлена полнейшая гармония между человечеством и всей обновленной и прославленной природой. Тысячелетнее царство Христово признавалось ими не окончательным завершением царства Божия на земле, но чем-то средним между настоящим состоянием унижения человека и будущим состоянием прославления. Воззрения Х. разделял св. Ириней Лионский, который мыслил тысячелетнее царство Мессии как переходную ступень для благочестивых к царству небесному. Из числа представителей Х. в III в. выделяются монтанисты (в их числе Тертуллиан), св. Ипполит Римский, Викторин и Лактанций. В том же III в. Х. получил широкое распространение в Египте. Здесь, под руководством епископа Нопота, целая Арсеноитская область придерживалась Х. и отделилась из-за него от александрийской церкви. Свт. Дионисий Александрийский, в опровержение Непота, не только написал сочинение «Об обетованиях», но и лично вел диспут с хилиастами, и на соборе 255 г. успел убедить многих из арсеноитских христиан отказаться от Х. В начале IV века, когда «церковь гонимая» стала «церковью торжествующей» Х. утратил свою привлекательность. Однако, дискуссии о Х. не утихали в течение веков. Евсевий Кесарийский, свт. Василий Великий, блж. Иероним Стридонский, блж. Феодорит Киррский и др. высказывались против Х. Особого внимания заслуживает полемика с Х. св. Григория Богословя и св. Ефрема Сирина на востоке и блаж. Августина на западе. В частности свт. Григорий Богослов в 4 послании к Кледонию называл Х. «новым иудейством — бреднями о тысячелетии, порождением языческого упоения и заблуждения». В средние века Х. приобретает мистическое измерение и связывается с напряженным ожиданием конца света к 1000 г. Шесть дней творения, вслед за еврейскими толкователями, объясняются как шесть тысячелетий; за которыми должно наступить седьмое – «суббота, в которую опочил Господь от трудов», торжество царства Христова на земле. Паника, прекратившаяся было после 1000 г., возобновилась с новой силой после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Кульминацией средневекового Х. стало учение Иоахима Флорского об установлении в 1260 г. эпохи Св. Духа которая преобразит в любви и свободе все стороны жизни человечества, приведет к правлению сословия монахов, гармонии социальных сил и просуществует до конца света еще пятьдесят поколений. Различные народно-еретические движения и секты считали себя свидетелями торжественного наступления Третьего и Последнего века Христианства, проповедовали добровольную бедность, общность имущества, близкий роспуск «Вавилонской блудницы» - существующей церкви и низложение Антихриста и Зверя Апокалипсиса – папы Римского. Дата наступления миллениума переносилась на более позднее время и откладывалась снова и снова. Возврат к изучению подлинной Библии, страстная борьба с «Антихристом», сидящим на римском престоле, оживила и демистифицировала Х. в эпоху Реформации. Неполнота реформы церкви, униженность социальных низов питала плебейский Х. Т. Мюнцера и анабаптистов. Попытка Иоанна Лейденского основать теократическую коммуну в Мюнстере, навеянная идеями Х., закончилась трагически. Радикальный Х. («иудейские мечтания») был осужден как Аугсбургским, так и Гельветическим исповеданием. Возродился Х. в Англии в воззрениях индепендентов, в той или иной форме сохранился в учении Мормонов и Свидетелей Иеговы. В эпоху господства классического капитализма функции Х. стал выполнять обмирщенный социальный утопизм. Литература: Прот. Александр Мень. Читая Апокалипсис. М.2000. Шафф Ф. «История христианской Церкви» Т. 2, § 158. «Хилиазм», СПб.: «Библия для всех», 2010. Burridge, Kenelm. «New Heaven, New Earth: A Study of Millenarian Activities» (Basil Blackwell. Original printing 1969, three reprints 1972, 1980, 1986). Millenarianism and Messianism in Early Modern Culture (4 voll.), Dordrecht: Kluwer. Vol. 1: Goldish, Matt and Popkin, Richard H. (eds.). Jewish Messianism in the Early Modern World, 2001. Vol. 2: Kottmnan, Karl (eds.). Catholic Milleniarism: From Savonarola to the Abbè Grégoire, 2001. Vol. 3: Force, James E. and Popkin, Richard H. (eds.). The Millenarian Turn: Millenarian Contexts of Science, Politics and Everyday Anglo-American Life in the Seventeenth and Eighteenth Centuries, 2001. Vol. 4: Laursen, John Christian and Popkin, Richard H. (eds.). Continental Millenarians: Protestants, Catholics, Heretics, 2001. Landes, Richard A. Heaven on Earth: The Varieties of the Millennial Experience. New York: Oxford University Press, 2011.
Теги: мистика Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Цыпина Л. В. |