|
Школы, течения цистерцианцыЦистерциа́нцы (лат. – Ordo Cisterciensis) — католический монашеский орден, основанный в 1098 г. св. Робертом Молемским (Молезмским) [лат. Robertus Molesmensis], как ветвь бенедиктинского ордена. Ц. получили свое название по первой обители ордена — монастырю Сито (лат. Cistercium; фр. Cîteaux). По цвету облачения – белому под черным наплечником – их часто называют «белыми монахами». Целью создания нового ордена было возвращение к простоте и строгости правила св. Бенедикта, отказ от помпезности и церемониальности, противоречащих аскетизму монашеского духа в пользу окрашенной напряженными эсхатологическими ожиданиями жизни, проводимой в созерцании, молитве и ручном труде. Жизнь основателя Ц. св. Роберта Молемского (1028 – 1111) была бескомпромиссным поиском идеала монашеского братства как «школы любви (лат. scola dilectionis), в которой бы восстанавливалась поврежденная грехом человеческая природа. Наследник знатной фамилии из Шампани, он в возрасте 15 лет вступил в бенедиктинский монастырь Монтье-ла-Селль около города Труа и посвятил себя возрождению аскетических идеалов древнего монашества. На протяжении полной трудов жизни св. Роберт возглавлял аббатства Сан-Мишель-де-Тоннер, Сан-Аюль и Молем, где его попытки восстановить строгое соблюдение устава св. Бенедикта разбивались о сопротивление монахов. Наконец, в 1098 г. в возрасте 70 лет св. Роберт с разрешения лионского архиепископа покинул Молем в сопровождении 20 единомышленников и отправился в подаренную ему Виконтом г. Бон пустынную местность, расположенную в глухом лесу к югу от Дижона. Там выходцы из Молема основали монастырь Сито, первым аббатом которого стал св. Роберт, а приором его единомышленник и приор Молемского аббатства св. Альберих. По требованию папы, вызванному многочисленными просьбами раскаявшихся монахов Молемской обители, св. Роберту пришлось возвратиться в Молем, где он прожил до конца своих дней. Его преемником по аббатскому служению в Сито был св. Альберих [лат. Albericus Cassinensis], (ум. 1108), при котором папа Пасхалий II взял монастырь под свое особое покровительство. Св. Альберих на основе бенедиктинского устава составил первый устав Ц. – «Instituta monachorum Cisterciensium». Дальнейшая институализация Ц. связана с утверждением в 1119 г. папой Каликстом II Конституции ордена, носящей выразительное название «Хартия милосердия» (лат. Carta caritatis). Её составителем по традиции считается третий аббат Ц. британец св. Стефан Хардинг [фр. Étienne Harding], (ум. 1134). Широко образованный и обладающий недюжинными организаторскими способностями аббат не только создал для молодого ордена Ц. единую правовую основу, но и предпринял совместно с братьями сверку текста Вульгаты, произвел сокращение и упрощение литургии и реформировал монастырскую форму хозяйства, позволившую превратить бедность в средство личного самоограничения, а аскетизм в общинное свидетельство. Строгость устава Ц. была серьезным препятствием для роста нового ордена, начало аббатского служения Хардинга омрачили голод и болезни братьев, но после того, как в 1112 г. в орден вступил св. Бернард Клервоский с 30 товарищами, число Ц. стало неуклонно возрастать. Возникли дочерние монастыри ордена – Ла Ферте (1113), Понтиньи (1114), Клерво (1115) и Моримон (1115). «Хартия милосердия» Хардинга позволила Ц. отказаться от клюнийской системы управления и делегировать высшую власть в ордене ежегодно собирающемуся генеральному капитулу аббатов. Капитул возглавлялся аббатом центрального монастыря Сито, который должен был ежегодно объезжать (визитировать) все монастыри ордена. Аббатство Сито и четыре первых выделившихся из него аббатства (Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон) со временем стали играть ключевую роль в управлении орденом Ц. В конце 16 в. за настоятелем Сито был закреплен титул верховного аббата (аббата-генерала). Возвышенный идеал созерцания в сочетании с крайней простотой жизни, которую Ц. рассматривали как паломничество на небеса, подчиненное единственному императиву – «только Господь» (лат. solo Dei), в ХII в. породил то, что принято называть «цистерцианским чудом». Ц. возделывали целинные земли, привлекая к сельскохозяйственному труду сотни братьев-мирян, они становились специалистами-скотоводами и даже прославились производством хлеба и сыров. В архитектуре они возвратились к «строгим линиям, прочерченным отцами», отказавшись от искажающих изначальную красоту излишеств, также как и в проведении богослужений. Чистоте и симметрии романского стиля соответствовала монодия григорианского хорала. Следуя своим духовным наставникам – св. Бернарду Клервоскому и св. Элреду Ривоскому – Ц. выработали идеал подлинной духовной дружбы в монашеском сообществе, исходящий из утверждения, что «Бог и есть дружба». Интеллектуальный поиск Ц. находился в гармонии с их благочестивым жизненным укладом и мистически окрашенным умонастроением. Его результатами стали спекулятивный мистицизм Бернарда Клервоского и Гийома из Сен Тьерри, эсхатологическая историософия Оттона Фрейзингенского, антропологические и психологические изыскания Исаака из Стеллы и Алкера Клервоского. К началу XIII в. орден Ц. насчитывал около 300 монастырей, а к концу – уже около 500 обителей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. В связи с выдающимся вкладом в становление ордена св. Бернарда Клервоского – инициатора великого мистического порыва Ц., их иногда называют бернардинцами. Литература: Jean Baptiste van Damme; Bede K Lackner. The three founders of Cîteaux: Robert of Molesme, Alberic, Stephen Harding. Cistercian Publications, 1998. Louis J. Lekai The Cistercians: Ideals and Reality. Kent State, OH: Kent State University Press, 1977. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х -ХV вв.). М., 2002. Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992.
Теги: мистика Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Цыпина Л. В. |