КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

амальрикане

Амальрикане (almarici, amauriani, amauriciani) – сформировавшаяся в Париже в кон. XII – нач. XIII в. без организационного участия Амальрика Бенского секта его последователей, получившая распространение на северо-востоке Франции, а затем и в Рейнской области. При этом характерно, что широкой популярности – в том числе и среди клира – данной секты не препятствовали ее ярко выраженные гностические черты: так, рай истолковывался ее членами как познание истинной веры, а ад – как невежество.

Вслед за Амальриком Бенским амальрикане также исповедовали тезис о том, что Бог есть всё и всё есть Бог, и учили, что «Бог есть формальное начало всех вещей». Однако они выводили из этого тезиса такие радикальные положения, которые учению самого Амальрика присущи не были. Так, например, ими, – вероятно, не без влияния со стороны идей Иоахима Флорского – была сформулирована собственная историософская концепция о трех этапах божественного откровения миру: сначала Отец воплотился в Аврааме, затем Сын получил воплощение в Христе и, наконец, с наступлением третьей эпохи, начало которой было положено проповедью Амальрика, Св. Дух вселяется в души всех истинных христиан, т.е. прежде всего самих амальрикан. И как с пришествием Сына утратил свою силу Моисеев закон, так и в третью эпоху писанное Евангелие и внешние церковные институты сменяются внутренним водительством Св. Духа. Отсюда следовало, что амальрикане, причастные самой божественной природе, стоят выше законов внешней морали и для них не существует различение добра и зла, ибо любые их действия являются проявлением воли Бога; для них утрачивает свой авторитет официальная Церковь, таинства (включая исповедь и Евхаристию), обряды и все иные формы культа и внешнего благочестия, а также догматическое учение о Страшном Суде, рае и аде; кроме того, ими отрицается институт брака, собственность, легитимность государственного законодательства и прочие аспекты установленного социального порядка. Считая себя полностью очистившимися от первородного греха, амальрикане были далеки от аскетических настроений, ибо, с их точки зрения, никакие из деяний тела не могут нанести вред уже спасшейся душе. При этом интересно, что амальриканами разделялось мнение, согласно которому их в действительности невозможно было сжечь: постигнув подлинную истину и осознав себя частицами Божества, они уже достигли, по их воззрениям, подлинного бессмертия.

В 1210 г. в Париже был осуществлен арест руководителей секты (среди которых оказалось шесть преподавателей Парижского университета), а также целого ряда ее членов. Собравшийся в том же году в Париже собор помиловал раскаявшихся амальрикан, четверых из них осудил на пожизненное заключение, а десятерых, упорствовавших в ереси, приговорил к сожжению, осуществленному 19 ноября 1210 г.

Лит.: d’Alverny M.-Th. Un fragment du procès des Amauriciens // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 25-26 (1950-51), 325-336; Baeumker Cl. Ein Tractat gegen die Amalricianer aus dem Anfang des XIII. Jahrhundert // Jahrbuch für Philosophie in spekulativen Theologie 7 (1893), 346-412; Baeumker Cl. Contra Amaurianos. Ein anonymer, warscheinlich dem Garnerius von Rochefort zugehöriger Traktat gegen die Amalrikaner aus dem Anfang des XIII. Jahrhunderts. Münster, 1926; Jundt A. Histoire du panthéisme populaire au Moyen Âge et au seizième siècle. Paris, 1875.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.