КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

схоластика

СХОЛАСТИКА (от греч

СХОЛАСТИКА (от греч. σχολή – школа; σχολαστικός – школьный, ученый), тип религиозной философии, основная цель которого, по убеждению схоластов, дополнять богооткровенную теологию постижением истин веры «в естественном свете человеческого разума». С. остается в эпоху Возрождения основной формой профессионального философского знания. Она направлена на системное рациональное осмысление сотворенного мира в его причинных связях с творящим бытием (Бог является высшим, хотя и не адекватным предметом С.), места в мире человека, способностей его души, границ человеческого познания. При этом С. ориентирована на постижение мира и человека «как они должны быть», в их универсальных характеристиках, а не в изменчивых индивидуальных проявлениях. Это предполагает применение логики построенных на догматических принципах аксиом, определений и дедуктивных способов вывода при крайне ограниченном использовании индуктивных доказательств и эмпирического знания. Метод С. тот же, что и у богооткровенной теологии, – герменевтика, тщательное истолкование текстов, с той лишь разницей, что, в отличие от теологии, C., опираясь на мировоззренческо-догматические принципы креационизма, теоцентризма, провиденциализма, использует в качестве объектов не Св. Писание и Св. Предание, но метафизическое содержание античной философии, преимущественно платоновско-неоплатонической (см. Платонизм) и аристотелевской традиций (см. Аристотель) (включая комментарии позднеантичных авторов и раннехристианских мыслителей – представителей патристики).

Помимо христианской С., пришедшей в 9 в. на смену патристике и продолжающей свое развитие вплоть до 19–20 вв. («неосхоластика»), следует говорить об арабской и еврейской схоластических традициях, переживших расцвет в хронологических рамках Средневековья и не только тематически связанных с христианской С., но и существенно повлиявших на нее [Ибн Сина (Авиценна), 980–1037, Ибн Рушд (Аверроэса), 1126–98 (см. в статье Аверроизм), Ибн Гебироль (Авицеброн), 1021–58, и др.].

Вызревая первоначально в монастырях, кафедральных и частных школах, с появлением университетов христианская С. приобрела к 13 в. статус профессиональной университетской философии. На эпоху Возрождения приходятся два различающихся между собой периода – поздняя С. (14–15 вв.) и вторая С. (16 – нач. 17 вв.). Поздняя С. следовала за ранней (9–12 вв.) и высокой С. (13 вв.), обеспечившими расцвет средневекового миросозерцания с «готическим» (устремленным вверх, обращенным к Богу) строением вселенной, иерархией сущих, где каждой сотворенной вещи предназначено свое место, гармонией между верой и разумом, божественным Откровением и человеческим знанием. Она продолжала начатое ранее освоение платоновско-неоплатонического и аристотелевского наследия, оставаясь примерно до рубежа 16–17 вв. безальтернативной формой рационального выражения универсального теологического мировоззрения. Ядро С. составляет метафизика (иногда используются др. названия: первая философия, естественная теология) как учение о сущем как таковом, его свойствах, причинах, уровнях и видах. Основные метафизические споры концентрируются вокруг проблем сущности и существования, потенциального и актуального бытия, сочетания формы и материи в сотворенных вещах, того, что делает вещь «этой вещью» (принципа индивидуации). К метафизике примыкают: натуральная философия (физика), которая, основываясь на умозрительных аристотелевских схемах, начинает использовать экспериментальные методы познания (в механике, оптике); учение о душе (теория познания и психология); диалектика (логика); моральная теология (религиозные основания морали и права) и др. разделы знания о мире и человеке.

В эпоху Возрождения С. сосуществовала с внесхоластическими формами знания, влияя на них через систему школьно-университетского образования и испытывая их воздействие на себе. Это взаимовлияние прослеживается в спекулятивной мистике [от Мейстера Экхарта, ок. 1260 – 1327, до Томаса Хемеркена (Фомы Кемпийского), 1379–1471, и Хуана де ла Круса], у ренессансных гуманистов, связанных с университетами, но особенно – у представителей христианского гуманизма (Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес и др.).

Хронологически совпадающий с началом Ренессанса переход к поздней С. олицетворяют учения Иоанна Дунса Скота (ок. 1265/66 – 1308) и Уильяма Оккама (ок. 1300 – 1349/1350). В 14 в. произошло разделение схоластической мысли на т. н. старый и новый пути («via antiqua» и «via moderna»). К «старому пути» относятся в 14–15 вв. ряд направлений. Это С. августинцев, в целом следовавшая Дунсу Скоту; наиболее крупными ее представителями были Эгидий Римский (ок. 1247–1316; утвержден официальным философом августинцев в 1287) и Григорий из Римини (ок. 1300 – 1358). Также следует упомянуть учения последователей латинского аверроизма<#whitespace />с его доктриной «двойственной истины» Иоанна Жандена (ок. 1285 – 1328), Марсилия Падуанского (1275/89–1342/43), Агостино Нифо. В 1309 учение Фомы Аквинского (томизм) было принято в качестве официальной доктрины доминиканского ордена, но появление новых крупных фигур в томизме произошло лишь в нач. 15 в. (Иоанн Капреол, ок. 1380 – 1444).

«Новый путь», направленный скорее не на обретение гармонии между верой и разумом, но на разграничение сфер богословия и философии, был задан номиналистической доктриной Оккама, получившей развитие в учениях английских (Роберт Холкот, ум. 1349) и французских оккамистов 14 – нач. 15 вв. К «научному крылу» номиналистов, всерьез интересовавшихся физикой, астрономией и др. науками о природе, относятся Николай из Отрекура (ок. 1300 – ок. 1350), Иоанн Буридан (ок. 1300 – после 1358), Петр д’Айли (1350–1420), Альберт Саксонский (ок. 1316‑1390), Николай Орем (ок. 1325‑1382), Жан Жерсон и др.

Дифференциация школ и направлений в С. 14 в. усиливается в 15 в. Томисты, концентрирующиеся в доминиканском ордене, были по преимуществу заняты составлением комментариев к базовым схоластическим текстам – «Сентенциям» Петра Ломбрадского, «Сумме теологии» Фомы Аквинского, сочинениям Аристотеля; францисканские доктора – скотисты работали гл. обр. с сочинениями Иоанна Дунса Скота. Их комментарии, как правило, представляли собой материалы университетских лекционных курсов теологии и философии. Номиналисты все больше тяготели к изучению логических проблем, что, впрочем, не помешало известному мыслителю среди них, Габриэлю Билю (1425–95), дать пример систематизации богословия и философии номинализма в сопоставлении со скотизмом и томизмом, а также высказать оригинальные и актуальные идеи в области экономической теории (принцип формирования справедливой цены).

Новый этап развития С., который начался в 1520-е гг. под влиянием Реформации, был подготовлен дискуссиями о самой возможности и характере возможных интерпретаций учения Фомы Аквинского в трудах представителей доминиканской С. Павла Сонцина (ум. 1494), Томмазо Де Вио, Хризостома Явелли (1470–1538), Петра Крокаерта (1460/70–1514), Франциска Феррарского (1474–1528); новые тенденции в С. особенно усилились в ходе и после Тридентского собора. Толчок этому «схоластическому ренессансу» дали сторонники более современного и свободно толкуемого томизма доминиканцы Франсиско де Виториа и Доминго де Сото; им следуют Мельхиор Кано, Бартоломе де Медина (1527–80), Доминго Баньес, благодаря которым С. не только возвратилась к активному осмыслению фундаментальных метафизических тем, оттесненных на периферию в предшествующие два века, но и поднимала проблемы, порожденные временем: теологические основания государства, международного права, межконфессиональных отношений, экономики, морали. Все это рассматривалось с точки зрения католического вероучения, но учитывало новую ситуацию в мире, в том числе результаты великих географических открытий и экспансии европейцев в Новом свете, воздействие на их мировоззрение ренессансного гуманизма и достижений естественнонаучного знания, последствий религиозных конфликтов, бурного развития рыночных отношений, что обостряло интерес к экзистенциальной, индивидуальной составляющей жизни человека в обществе.

Ключевую роль во второй С. (начиная с середины 16 в.) играли иезуиты, основывавшие свои учения на еще более свободно трактуемой доктрине томизма. К числу наиболее значительных фигур иезуитской схоластики принадлежат: Педру да Фонсека, Луис де Молина, Франсиско Суарес, Габриэль Васкес, Роберт Франциск Беллармин. В их трудах нашли дальнейшее развитие католическая теология, метафизика с ее размышлениями о сущем на различных уровнях его проявления (от универсального до индивидуального), логико-гносеологические, философско-антропологические, морально-правовые учения, наметились особенные стратегии изучения языка, были сформированы новый стиль преподавания философии («философские курсы») и оригинальная образовательная модель, закрепленная в педагогическом уставе иезуитов «Ratio studiorum» (1599).

Описание второй С. как явления преимущественно доминиканского и иезуитского, с одной стороны, и иберийского, с др. стороны, не означает, что вся С. этого времени была представлена лишь томизмом, но отражает ведущую роль переосмысленного томизма в формировании последнего в С. этапа, на котором она воспринималась как универсальная, имеющая общекультурное значение форма религиозной философии. В 17 в. эволюция С. (включающая – как показывают новейшие исследования – весьма плодотворные этапы и направления развития) сопровождалась утратой культурообразующего для европейской мысли интеллектуального значения, присущего этой форме философии на протяжении предшествующих восьми веков, включая эпоху Ренессанса.

Лит.: Brodrick J. The progress of the Jesuits (15561579). L., 1946; Giacon C. La secondа Scolastica. Milano, 194750. Vol. 13; The Cambridge History of the Later Medieval Philosophy. Cambridge, 1982; Bangert W. V. A History of the Society of Jesus. St. Louis, 1986; Belda Plans J. La Escuela de Salamanca. Madrid, 2000; Горфункель А. Х.<#whitespace />Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Аверинцев С. С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб, 1999; Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004; Философия западноевропейского Средневековья / Ответственный ред. Д. В. Шмонин, СПб., 2005; Шмонин Д. В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006; Вдовина Г. В. Естественная теология в схоластике Средневековья и раннего Нового времени // Философия религии. 2006–2007. М., 2007; Ее же. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII века. М., 2009.

 


Теги:  христианство, католицизм, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Шмонин Д. В.