|
События крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — военные походы зап.-европ феодалов в 11—13 вв, проходившие под религ. лозунгами (освобождение Гроба Господня и Святой земли — Палестины — из-под власти «неверных» и т д ). Вдохновителем и непоср. организатором К. пю выступило папство. В К. п. на Восток приняли участие представители различных слоев феод об-ва, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Североитал города Генуя, Венеция, Пиза, сыгравшие большую роль в организации К п , рассчитывали восстановить непосредств связи с вост. побережьем Средиземного моря, захватив у сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конкурента — Византию. Политич обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в. (раздоры между гос-вами сельджуков), благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток результатом к-рых явилось создание нескольких гос-в крестоносцев, просуществовавших до кон. 13 в. Чем более роковыми были и последствия раскола между Восточной и Западной Церквами для жизни христиан, тем более важны исторические признаки того, что чувство единства и ответственности за отделившихся не исчезло полностью. Папа Григорий VII (1073-1085) обдумывал также и воссоединение обеих Церквей. Военный поход для защиты угнетаемых сарацинами греческих братьев, т. е. Византийской империи (а также для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме) должен был быть началом этого процесса. Но папе Григорию УП не удалось осуществить этого. Эти идеи стали актуальными при папеУрбане II.В крестоносном движении объединились авторитет папства и силы значительной части западноевропейского рыцарства. Вся Европа была охвачена подъемом в служении этой идее. Западноевропейская религиозность наряду с обычным почитанием реликвий рано стала проявлять себя в стремлении к Святой земле. В XI в. паломничества туда участились. Но если прежде, несмотря на мусульманское владычество (господство арабов с 637 г.), паломники и палестинские христиане почти не подвергались притеснениям, то теперь все чаще стали звучать серьезные жалобы. В 1071 г. Иерусалим был завоеван турками-сельджуками. В то самое время, как мусульмане были вытеснены из Сицилии Рожером, сыном Роберта Гвискара, а испанская Реконкиста была отмечена победой над маврами при Толедо (1085 г.), натиск врагов на Константинополь стал весьма силен. Это заставило на время забыть о разрыве между Восточной и Западной Церквями: к Латинской Церкви пришел призыв о помощи от византийского императора Алексея I (1081-1118): христианам закрыт доступ в святые места. Папа Урбан II (1088-1099), до того — великий приор Клюни, второй преемник Григория VII, хотел продолжить программу крестовых походов. На Соборе в Пьяченце 1095 г. Запад принял просьбу императора Алексея 1 о помощи. На Соборе в Клермоне (1098 г.) папская инициатива по защите святых мест на Востоке смогла стать главенствующей. В своей речи папа призвал к походу для освобождения Святой земли из рук неверных. «Поход, — провозгласил папа, — станет искуплением грехов христианского мира, осквернившего себя грабежами, убийствами и насилием». (Выражения «крестовый поход» и «крестоносец» не были известны в XI и XII вв. Тогда говорили: поход в Иерусалим, паломничество ко Гробу Господню; «рыцари-крестоносцы» именуются: воины Христовы, иерусалимцы, народ Божий). Папа Урбан обещал полное отпущение грехов (полное освобождение от всех еще не выполненных епитимий за исповеданные грехи). Первый крестовый поход. Папский призыв встретил везде, как и в Клермоне, невиданный отклик. Папа назначил командующего первого войска. Но приготовления к походу были совершенно неудовлетворительны; все было плохо организовано (было указано только общее место встречи, а все детали участникам предоставлялось решать самостоятельно). Первыми выступили крестьяне; многие из них погибли в дороге. Только часть крестоносцев, возглавляемая Петром Амьенским, добралась до Малой Азии, но была там уничтожена сельджуками. Число участников оценивается приблизительно в 20-30 тысяч человек, из них рыцарей — около десятой части. В этом походе приняли участие только лотарингцы, возглавляемые Готфридом Бульонским. Однако рыцари достигли Иерусалима и освободили Гроб Господень из-под власти мусульман (июль1099 г.). В Иерусалиме правителем был избран Готфрид Бульонский. Уже до этого по пути через Малую Азию были основаны государства крестоносцев в Эдессе и Антиохии. Позднее образовалось графство Триполи. Все они просуществовали очень недолго. После поражения, понесенного крестоносцами в 1101 г., была предпринята подготовка к новому крестовому походу. Проповедником второго крестового похода стал тогда Бернард Клервоский. В походе приняла участие вся Европа под военным руководством Людовика VII Французского и Конрада II Немецкого. Завоевание Иерусалима султаном Саладином в 1187 г. послужило поводом для третьего крестового похода, возглавленного Фридрихом Барбароссой, Филиппом Августом и Ричардом Львиное сердце; это было грандиозное, но безрезультатное начинание. Четвертый поход, начатый по призыву папы Иннокентия III, привел вопреки его желанию к захвату Константинополя (1204 г.). В этом походе большую роль играли в первую очередь торговые интересы Венецианской республики. Крестоносцы ввязались в распри византийской династии и вернули на престол свергнутого и ослепленного своим братом Исаака Ангела (тестя Филиппа Швабского). Затем, после убийства его и его сына, латиняне, возглавляемые Балдуином Фландрским, основали так называемую Латинскую империю. Это полностью разрушило надежды папы на объединение с греками. В те годы наиболее удачливым оказался Фридрих II; он в 1228 г. сумел путем переговоров получить Иерусалим, где в 1229 г. возложил на себя королевскую корону. Походы 1250 и 1270 гг., возглавленные королем Людовиком IX Французским, принесли ему плен и (в Тунисе) смерть. Между тем, еще в 1212 г. разыгралась трагедия так называемого Крестового похода детей, когда множество маленьких «крестоносцев» - французов и немцев погибло на пути в Святую землю. После войны, длившейся два столетия, Акка, последний оплот христиан на Востоке, вернулась в руки мусульман. Состоявшееся наконец прямое выступление против ислама потерпело крах. Тем не менее, крестовые походы, выразившие сущность средневековой эпохи и оказавшие в свою очередь сильнейшее влияние на Запад, относятся к важнейшим событиям средневековой истории. О религиозном характере крестовых походов говорит история возникновения, продолжительность и отчасти сам ход событий столь массового движения. Утверждать, что крестовые походы обязаны своим происхождением стремлению пап распространить свою власть на Восток, означает отрицать факты и психологические предпосылки человеческих поступков. Хотя идея владычества и признается одной из определяющих для программы папства этой эпохи, но она представляла собой — в особенности в XI-XII вв. — религиозно-церковный идеал, а не категорию политической власти. Никогда не могла бы одна лишь идея власти два столетия подряд заставлять бесчисленное множество представителей самых разных народов, — которыми (из-за сложностей сообщения) едва ли было возможно управлять приказами из центра, — уходить из родного дома на чужбину. Такое воодушевление могло быть порождено лишь религиозным идеалом. Крестоносное движение не смогло утвердиться, потому что, несмотря на весь свой религиозный порыв, оно было слишком плохо организовано; оно угасло вследствие утраты внутренних сил, когда средневековое религиозное воодушевление с наступлением XIV в. стало ослабевать, и по мере того, как в крестовых походах стали выдвигаться на передний план политические цели.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |