КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
События

Тела Христова праздник

ТЕЛА ХРИСТОВА ПРАЗДНИК В 1264 г. папа Урбан IV установил Праздник Божиего Тела (Тела Христова - Festum Corporis Christi), - в память установления Иисусом Христом таинства Евхаристии (причащения) (Мф., 26,26—28; Мрк., 14,22—24; Лк., 22,19—20). Своим возникновением он был обязан, в частности, видениям Юлианы Льежской, приориссы одного из монастырей августинок (ск. в 1258 г.), и сначала совершался там. В Льеже впервые засвидетельствован также праздник Св. Троицы (начало Х в.). Для праздника Тела Христова Фома Аквинский написал преисполненное мысли и чувства последование.

Поводом для установления праздника Тела Христова явилась также т. н. «Больсенская месса». Согласно преданию, в 1263 г. богемский священник, направлявшийся в Рим, совершая мессу в церкви св. Кристины умбрийского города Больсены, усомнился в реальности пресушествления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В тот же момент он увидел, что из гостии сочится кровь, залившая корпорал (плат, на который кладется гостия). Когда об этом узнал папа Урбан IV, он в специальной булле (1264 г.) распорядился учредить праздник Тела Христова. (Месса в Больсене — сюжет фрески Рафаэля в Ватикане).

В папской булле было сказано, что этот праздник «ежегодно должен отмечаться со всем великолепием и торжественностью, каких заслуживает святейшее Тело Иисуса Христа», чтобы «противодействовать безбожию и безумству еретиков». С 1311 г. праздник был введен на Западе повсеместно; он отмечается в первый четверг после праздника Троицы. Св. Фома Аквинский богословски обосновал таинство пресушесгвления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Св. Дарах и сочинил прекрасные гимны и богослужение в честь Евхаристии. В день праздника Тела Христова устраиваются торжественые процессии, демонстрирующие веру в присутствие Христа в Св. Дарах и любовь к Спасителю. Под звон колоколов в окружении верующих со свечами и хоругвями в руках священник несет под балдахином дарохранительницу (монстранцию) «с Христом». Дети в белых одеждах усыпают перед ним дорогу цветами. Все поют хвалебные гимны. Процессия задерживается у четырех алтарей, сооруженных под открытым небом и украшенных коврами, зеленью и цветами. Около каждого из них читается место из Евангелия одного из евангелистов, свидетельствующее о том. что таинство Евхаристии установлено самим Иисусом Христом. В благодарность Христу за Его пребывание среди людей поется гимн «Те Деум», после чего процессия входит в храм на праздничное богослужение.

Обычай в определенных случаях делать Святые Дары доступными для созерцания (возношение Святой Гостии во время мессы, процессии со Святыми Дарами) вошло в традицию РКЦ в ходе борьбы против лжеучения катаров (ХП в.), отрицавших таинства Церкви, в особенности Евхаристию. (Еще в 9 в. бенедиктинский монах Ратрамн (Бертрам) составил, по поручению Карла Лысого трактат «О Теле и Крови Господних». В этом сочинении он выражал свое мнение о символическом присутствии Тела и Крови Христовых в причастии. На этот трактат, обнаруженный лишь в эпоху Реформации, стали ссылаться протестанты в защиту своих воззрений).

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)