|
События откровениеОТКРОВЕНИЕ — фундаментальное понятие, характерное для трех библейских религий — христианства, иудаизма и ислама, осн. на понимании Бога, с одн. ст., как трансцендентного миру, с др. — как открывающегося ему в своей благой Воле. Собственно, знание этой Воли и есть О., когда ни с чем в этом мире несоизмеримый Бог, Творец мира открывает свой замысел или его часть отд. человеку, народу, всему человечеству. И это даровано всем: оно дано в творении, к-рое возвещает о своем Творце («небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» Пс. 12, 1—2); к этому виду О. приобщены все (Прем. Сол. 13), даже язычники (Рим. 1, 18—23). Другого рода О. — это знание Воли Божией в отн. богоизбранного народа Израиля, к-рое открывается в слове Божием, произносимом пророками, а также это знание Закона — Торы, зафиксир. письменами Заповедей, к-рый открывают правду и истину в общечел. масштабе, но даны преим. Израилю. Следующий им, исполняющий их — исполняет Волю Божию, он — праведник. И зафиксир. в библейском своде Закон — это и есть О. — Свящ. Писание, Слово Божие. Воля Божия в отн. мира — это предел О., поскольку тайна существа Божьего вследствие Его абс. трансцендентности не может быть раскрыта. Все те повествования Библии, где упоминается о явлении Бога, говорят лишь о некоем образе, к-рый принимает Бог, дабы быть доступным восприятию чел. чувствами. Таковы видения ветхозаветных патриархов, пророков, праведников. Сам Он не открывается никогда, Его «лица никогда не видит никто», даже Моисей (Исх. 33, 11; Числ. 12, 8). С т. зр. христианства высшее О. дается Богом в Иисусе Христе, к-рый как Слово Божие (Ин. I, 1 и далее) несет его в Себе и Он есть само О. В Нем свершаются все обетования ветхозаветных пророков о богоизбранном народе и мире. Лит.: Аверинцев С. С. Откровение // Филос. энциклопедия. М., 1967. Т. 5; Соловьев Вл. С. На пути к истинной философии. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. 2.
Теги: христианство, мистика, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |