|
События Воскресение ХристовоВоскресение Христово — главнейший праздник православного христианства, предначертанный евангельскими свидетельствами о телесном возвращении к жизни погребенного в пещере Иисуса Христа на третий день после Его смерти на кресте. Само событие В. Х. и выход Воскресшего из гробницы канонические Евангелия не описывают, но посмертные явления Христа в теле, свободном от власти физических законов, засвидетельствованы евангелистами (Лк. 24, 15-39; Ин. 20, 14-20). Такого рода явления Христа и его общение с учениками продолжались 40 дней, причем, по указанию апостола Павла, Воскресший являлся «более нежели пятистам братий» в одно и то же время (1 Кор.15, 6). Для передачи греческого слова «анастасис» — «восстание» (в смысле восстания из гроба) — просветители славян святые Кирилл и Мефодий использовали слово «воскресение», происходящее от славянского «кресити» — добывать огонь с помощью кремня и кресала. Такой перевод укоренил в русском православном сознании духовно-мистический, энергийно-световой смысл В. Х. Первоначально это великое событие отмечалось одновременно с иудейским праздником Пасхи (от древнеевр. «песах» — прохождение), установленным в память исхода иудеев из Египта и связанным с ожиданием прихода Мессии, в силу чего праздник В. Х. получил свое второе название — «Пасха». На Первом Вселенском соборе было решено отмечать В. Х. в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, чтобы важнейший христ. праздник никогда не совпадал с иудейской Пасхой. Праздник В. Х. является подвижным, выпадающим каждый год на разные числа, что подчеркивает его духовно-динамическую, глубоко жизненную суть. Его календарная динамика указывает на спасительное значение времени, на то, что оно не замкнуто в каком-либо безысходном круговороте, но промыслительно направлено к преображению и обожению всей твари. Специальные таблицы — пасхалии — позволяют исчислить даты праздника В. Х. на годы вперед, а мистическим подтверждением верности православного исчисления Пасхи Христовой служит явление Благодатного огня на Гробе Господнем в Великую субботу (см. Страстная седмица). В. Х. — основание православной веры, краеугольный камень догматического учения Церкви, совершенный прообраз посмертной судьбы каждой человеческой личности, способной обрести вследствие жертвы Христовой жизнь вечную в нетленном теле, свободном от власти физических законов. Религиозно-мистическое содержание праздника В. Х. хранит в полноте только церковь православная. Католицизм же и протестантизм, пройдя через теологическую рационализацию и демифологизацию, делают больший акцент на посюстороннем, гуманитарном, этическом значении этого события. Не случайно гораздо большее внимание они придают празднику Рождества Христова, чем В. Х.
Теги: православие, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |