|
События исход из Египта
ИСХОД ИЗ ЕГИПТА – центральное событие в истории становления иудейской традиции, подробно описанное в Книге Исход, и с которым так или иначе связанно всё Пятикнижие. Согласно библейскому повествованию, Всевышний решает освободить из египетского рабства оказавшихся там потомков колен Израиля и возлагает эту миссию на Моисея и его брата Аарона. Фараон долго не соглашается отпустить своих рабов, за что Бог насылает на его страну «десять казней египетских», после последней из которых фараон вынужден согласиться. Странствие из Египта в Землю Обетованную Богом евреям (Палестину) сопровождается многими чудесами: спасением беглецов от погнавшихся за ними египетских войск, снабжением их пищей (манной небесной) и водой в Синайской пустыне, победой над враждебными племенами. Однако главным событием И. является дарование на горе Синай в третий месяц исхода из Египта «Десяти Заповедей». При этом Бог даровал своему народу целый свод законов, касающихся многих сторон религиозной жизни, в частности, устройства переносного храма – Скинии Завета, порядка богослужения, священной утвари, соблюдения субботы, законов уголовного и гражданского характера, морально-этических наставлений. Вместе с тем в ходе И. часть народа ропщет на Моисея и по временам даже вопреки Заветам впадает в идолопоклонство (поклонение Золотому Тельцу), что всегда влекло за собой жестокое наказание виновных. Наконец, за неверие в способность Бога помочь завоевать Землю Ханаанскую Всевышний обрёк народ на 40-летнее блуждание в Синайской пустыне, то есть пока не уйдёт поколение, наделённое рабскими инстинктами. В иудейской традиции И. занимает важнейшее место. Это почёркивается уже в первой Заповеди « Я Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20: 2). С И. традиционно связаны главные иудейские праздники Песах, Шавуот и Суккот. С памятью об египетском рабстве связаны и социальные законы о справедливом отношении к рабам и пришельцам. Осознание решающего значения И. в окончательном формировании иудаизма нашло свое выражение во включении упоминания об И. в состав многих молитв. В Агаде о Песахе (Повествование об Исходе из Египта), читаемой ежегодно в вечерний седер, имеется наставление из Талмуда: «Во всяком поколении обязан человек рассматривать себя так, как будто он сам вышел из Египта». Часть исследователей считает, что предание об И. является легендой, однако есть достаточно оснований полагать, что И. мог иметь место при фараоне Рамзесе II в начале 13 в. до н.э. Об этом в частности свидетельствует и иероглифичекая надпись фараона Мернептаха, датируемая прим. 1220 г. до н. э., о завоевании Ханаана (Палестины). Там в числе побеждённых значится и народ Израиля, обозначаемый еще как не имеющий своей постоянной территории, то есть прибывший недавно. Следует указать, что признание историческим самого факта И. не означает признания исторической достоверности многих деталей библейского повествования. О времени И., его маршруте и других проблемах в научном мире идет острая дискуссия. Литература: Исход, Исход книга// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996; И. Р. Тантлевский Введение в Пятикнижие. М. 2000. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |