КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
События

воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ

Иисуса Христа (греч. Αναστασις лат. Resurrectio), в христианском вероучении возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал Свою насильственную смерть и В. “в третий день” напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесённый с ветхозаветным прототипом — трёхдневным пребыванием Ионы в утробе мор­ского чудища (Матф. 12, 40: “как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи”), назван в соответствии со счётом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — пример­ив от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и Его выход из заваленной камнем дробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом “Еван­гелии Петра” имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Ио. 20, 5—7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша, обле­чённый в белую одежду (Мк. 16, 5), т. е. один из Ангелов (Матф. 28, 2), или два Ангела (Лк. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа Своим последователям. Пустую гробницу как веществен­ный знак В. видят мироносицы, т. е. женщины, пришедшие рано утром в вос­кресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 28. 1—8; Мк. 16, 1—8; Лк. 24, 1—11). Затем к пустой гробнице являются и входят в неё апо­стол Пётр и “другой ученик” (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2—10). Явления вос­кресшего Христа отличаются чудесными особенностями, они телесны (Хрис­тос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от (копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос вхо­дит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т. д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает Его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым Он явился на пути в Эммаус, пройдя с Ним долгую часть пути и про­ведя время в беседе с Ним, вдруг узнают Его, когда у них “открываются глаза”, причём Он сейчас же становится невидимым (Лк. 24, 13—31); но не все пове­рили в телесное В. Христа (Матф. 28, 17, срв. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемо­му православной и католической традицией, Христос по Воскресении раньше всех явился Деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и Его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились Воз­несением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по Вос­кресении “более нежели пятистам братии в одно время” (1 Кор. 15, 6).

Православная иконография В. знала наряду с мотивом сошествия во ад (на­столько тесно связанным с темой В., что византийские и древнерусские изоб­ражения сошествия во ад воспринимаются как иконы В.) мотив мироносиц перед пустым гробом. Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешёл в позднюю культовую живопись православия.

 


Теги:  христианство, православие
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Исупов К. Г.