|
Пространство ИерусалимИЕРУСАЛИМ – наименование города, в котором находятся священные места иудаизма, христианства и ислама. И. расположен на плоскогорье в седловине Иудейских гор прим. на высоте до 800 м. В египетских текстах 14 в. до н. э. упоминается под именем «Рушалимум», а в ассирийских 8 в. до н. э. как «Урсалимму». В талмудической литературе название связывается с еврейским словом «щалом – мир», однако существует мнение, что это имя связано с местным божеством «шалиму» или «шульману» – покровителем первого поселения. Согласно библейской традиции, первоначально город был укреплением хананейского племени иевусеев и в связи с этим именовался Иевус. Упоминается он также как крепость Сион (2 цар. 5: 7; 1. Хр. 11:5). Примерно в 1000 г. до н. э город был захвачен личной дружиной будущего израильского царя Давида, после чего стал иногда называться «Ир Давид» – город Давида. Окончательно воцарившись, Давид перенёс в город из Хеброна свою резиденцию, а из города Кириаф–Иераим Ковчег Завета. Тем самым И. превратился не только в политический, но и религиозный центр царства. Наследник и сын Давида Соломон расширил и укрепил И., и, построив Иерусалимский Храм, окончательно закрепил за городом статус священного центра всех приверженцев Закона Моисеева. После распада единого царства на два – северное (Израиль) и южное (Иудея) – И. стал столицей последнего, где продолжали править цари из династии Давида. Царь Иосия (639 – 609 г. до н. э.) окончательно закрепил И. в качестве единственного религиозного центра не только для жителей Иудеи, но и для остатков населения погибшего Израильского царства. В 586 г. до н. э. И. был после двухлетней осады взят войском вавилонского царя Навуходоносора, по приказу которого город и Храм были полностью разрушены, а жители уведены в плен. Однако, находясь в плену, изгнанники не теряли надежды на возвращение, о чем свидетельствуют строки Псалма 136: 5–6 – «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя....». После завоевания Вавилонского царства персидский царь Кир в 538 г. до н.э. разрешил изгнанникам вернуться на родину и восстановить И. и его Храм. Это удалось совершить иудеям под руководством Эзры и Неемии, и был восстановлен прежний религиозный статус И. В 332 г до н. э. И. перешёл под власть Александра, а после его смерти город первоначально входил в состав египетского царства Птоломеев. В начале 2 в. до н. э. И., как и вся Палестина были захвачены Сирийским царством Селевкидов. Политика насильственной эллинизации, проводимая царём Антиохом, привела в 167 г. до. н. э. к народному восстанию иудеев против его власти, и через три года повстанцы под водительством Иуды Маккавея освободили И. и освятили осквернённый сирийцами Храм. Возникшее независимое иудейское царство просуществовало до 63 г. до н. э., после чего превратилось в провинцию Римской державы, а И. стал её центром. С 37 по 4 гг. до н. э. И. был столицей восстановленного вассального от Рима государства Иудея во главе с царём Иродом Великим. Последний много сделал для украшения И., по его желанию были построены роскошные дворцы и, главное, радикально с большим вкусом и великолепием был перестроен и расширен Иерусалимский Храм. Тогда общая площадь И. достигала 2,6 кв. км., постоянное население составляло до 60 – 100 тыс. чел. Однако всемирную известность городу приносило то, что он стал религиозным центром всего иудейского населения тогдашнего мира, куда стремились многочисленные паломники. Вскоре после смерти Ирода Иудея была снова превращена в римскую провинцию под управлением прокураторов. При прокураторе Понтии Пилате в 33 г. в И. произошло осуждение и казнь Иисуса Христа, и положено начало христианской традиции. Вспыхнувшее против власти римлян в 66 г. н. э. Великое восстание иудеев привело к полному разрушению в 70 г. римскими войсками И. и Храма, а иудеям было запрещено даже посещать это место. Во время нового восстания иудеев под предводительством Бар–Кохбы (132 – 135 гг.) в И. был восстановлен временный Храм. После подавления восстания на месте прежней иудейской столицы был построен римский город Элия Капитолина. От прежней иудейской столицы и Храма сохранилась до наших дней только сложенная из огромных каменных блоков подпорная стена Храмовой Горы. Эта стена, называемая иудеями «Котель га- маарави –западной стеной», и не иудеями – «Стеной плача» превратилась в важнейшую святыню иудаизма. После превращения христианства в официальную религию Римской империи при Константине И. стал рассматриваться как символ христианства. На месте предполагаемого захоронения Иисуса были воздвигнуты Церковь Гроба Господня, а также другие христианские духовные учреждения. В 638 г. И. захватили мусульмане под водительством халифа Омара. Согласно мусульманской традиции, именно с Храмовой горы Магомет совершил своё «ночное восхождение» на небо. Поэтому мусульмане построили над этим местом (в центре горы) в 687– 691 гг. великолепную мечеть с золотым куполом, именуемую Мечетью Омара. Вторая мечеть на Храмовой горе – Аль–Акса (крайняя) построена на месте, упоминаемом в Коране. При мусульманской власти иудеям было разрешено селиться в Иерусалиме. В 1099 г. И. захватили крестоносцы, которые, истребив его жителей мусульман и иудеев, превратили город в столицу христианского Иерусалимского королевства. Мечеть Омара была превращена в Храм Господень, а мечеть Аль-Акса в церковь Соломона. Была построена новая Церковь Гроба Господня, а также сложились многие связанные с И. христианские традиции, в частности, маршрут крестного пути Иисуса – «Виа Долороза». В 1187 г. власть мусульман над И. была восстановлена. В 1517 г. И. был захвачен турками и находился под их властью до 1917, когда в него в ходе первой мировой войны вошли британские войска. В 1948 г., после возникновения государства Израиль новые кварталы И. контролировались израильскими властями, а старый город, в том числе и Храмовая гора, населённый преимущественно арабами, был под контролем Иордании. В результате войны 1967 г. весь город был объявлен столицей Израиля, что однако не было признано большинством государств мира. В настоящее время И. является центром многочисленных святых мест для иудеев, христиан различных направлений, а также мусульман. В И. проживает ок. 500 тыс. чел., из них евреев – 350 тыс., остальные в основном арабы, из которых прим. 10 % христиан. Имеются также небольшие общины различных христианских конфессий. По иудейским и христианским представлениям именно в И. произойдёт окончательная победа добра над злом. Литература: Иерусалим//Еврейская энциклопедия Брокгауза. СПБ 1908 –1913, Репринт М., 1991; Иерусалим//Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996; Израиль. Географический справочник. Иерусалим – Санкт-Петербург. 1992.; О. Г. Герасимов. На ближневосточных перекрёстках. М. 1979.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |