|
Структура мессаМЕССА (франц. messe, лат. missa)— со времен Тридентского собора (ХVI в.) – название литургии в Римско-Католической Церкви. Происходит от возгласа: «Ite, missa est (ecclesia)» («Изыдите, (собрание) распущено»). Отсюда название первой части мессы до выхода оглашенных - месса испытуемых (литургия оглашенных), а второй части до конца: Missa fidelium (литургия верных). Заканчивается месса причащением Св. Дарами. Уже во 2 в. на Западе литургию совершали дважды в неделю, кроме воскресенья, именно в среду и субботу, тогда как на Востоке, по свидетельству Иустина, она совершалась лишь в день воскресный. Причастие давалось под обоими видами: хлеба и вина. Освященный хлеб раздавался участникам прямо в руки (во времена преследований его уносили домой). В первые века языком литургии был греческий. Считалось естественным, что молитвы должны быть понятны всем участникам богослужения. Например, поскольку в Риме христианство распространилось главным образом в кругу выходцев с Востока (из эллинизированной антиохийской иудейской общины), то богослужения и там сначала совершались на греческом языке (так же, как в Армении на армянском, в Египте на коптском). Когда всеобщим обиходным языком стала латынь, литургия не сразу перешла на него; в Риме латынь установилась в качестве богослужебного языка лишь в IV в. Когда в Риме и Северной Африке возобладала латынь, там возник собственный чин литургии, внутри которого опять же появились разновидности (римский городской, галльский, староиспанский, позже — ирландско-кельтский, галликанский, медиоланский обряды). Еще позже на Западе утвердилась римско-африканская форма (с VIII-IX вв. в нее введены многие германские элементы). Очень долго сохранялся древний еврейский обычай, когда молящиеся стояли так, как описывается еще и сегодня в тексте Римского канона св. мессы, где молятся о «кругом стоящих» («circum-stantes»). Центром евхаристического богослужения (мессы) является воспоминание об установлении Тайной Вечери, молитва об освящении действием Святого Духа (эпиклесис) и воспоминание о страдании, воскресении и вознесении Господа (анамнесис), к которым добавлялись прошения о принятии Даров и молитвы за живых и умерших. На развитии христианского богослужения также сказалось и то, что Церковь стала свободной, стала «имперской Церковью», и оказалась в центре общественной жизни. Богослужение становилось все более величественным. Возрастала внешняя роскошь; образцом при этом служил церемониал двора, что .проявлялось прежде всего в служении мессы. К раннехристианской молитве благодарения добавлялось все больше чтений Ветхого и Нового Заветов и священнодействий; так постепенно складывался чин литургии. Чтения Писания стали чередоваться с пением псалмов. На Западе это ввел св. Амвросий Медиоланский, создавший множество гимнов, двенадцать из которых сохранились до сего дня. С 5 в. на Западе в праздники, когда в храм стекалось множество молящихся, возник обычай совершать литургию дважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло быть одно и то же лицо - пресвитер или епископ), отчего эти дни назывались «многолитургийными». В 8 в. случалось на Западе, что в одном и том же храме совершались в праздник Рождества Христова четыре литургии. Во времена гонений временем совершения литургии на Западе была ночь; впоследствии она стала совершаться днем, в дни праздничные — в 12 часов дня, в дни Четыредесятницы и вообще дни постные - в 3 часа дня. В средние века было установлено совершать мессу ночью в Рождество Христово и в Великую субботу. Тексты для соверщения мессы содержатся в миссале; там же помещены песнопения, благословения, молитвы на все дни года. Первоначально миссал был частью сборников универсального содержания; в 4 в. сформировался Миссал папы Геласия (492-496), тексты которого традиция возводит к апостолам за исключением добавленных Геласием молитв в честь святых. Значительные добавления к нему были произведены при Григории I Великом (590-604). Миссалы монашеских орденов различаются молитвами в честь святых, чтимых тем или иным орденом. С 10 в. из текстов полных миссалов стали выделяться сборники специальных формул для благословений, чтения, пения (бенедикциарии, лекционарии, антифонарии). Виды западной мессы: 1) «торжественная» (Missa solemnis), иначе - «великая», «главная», «каноническая», с пением и торжественными церемониями, с участием большего или меньшего числа священнослужителей; 2) частная месса, совершаемая на домашнем алтаре; 3) месса в честь мучеников, в дни памяти их; 4) месса по обету (missa votiva), например по случаю избавления какой-либо местности или лица от какого-либо бедствия; 5) месса по усопшим (рro defunctis), о которой упоминает уже Тертуллиан. В состав многоголосной мессы входят следующие части: 1) Kyrie eleison (греч. Господи, помилуй), 2) Gloria in exelsis Deo (Слава в вышних Богу), 3) Credo, 4) Sanctus, 5) Benedictus, 6) Agnus Dei. В Missa solemnis еще прибавляются: 1) Offertorium (приношение), 2) Salutaris hostia, 3) Domine salve. «Глория» (лат. gloria — слава) — начало двух т. н. славословий (большого и малого), входящих в мессу. Большое славословие, или «Ангельская песнь»: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.,2, 14), вошло в богослужение в конце 8 в. Исполняется в первой части мессы. Малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу») вошло в богослужение с 4 в. Читается после псалмов, но опускается на заупокойной службе. «Санктус» (лат. - «Sanctus») начало католического гимна «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Небеса и земля полны славы Твоей», в основе которой лежат слова пророка Исаии (6, 3). С конца 3 в. «Санктус » входит в состав литургии, завершая «Вступление» (лат. - «Prefatio») к 3-ей (главной) — части мессы («Канону»). Первично эти песнопения исполнялись на грегорианские напевы унисоном, но, с развитием полифонии и возрастанием торжественности католической службы, музыкальное содержание и разработка мессы усложнялись. С развитием инструментальной музыки (орган, оркестр) хоровая месса заменяется мессой с сопровождением органа, струнного и большого оркестра, кроме хора в ее исполнении участвуют солисты и т.д. Знаменитые Мессы писали: Палестрина, И.С. Бах (Ноhе Messe), Моцарт (Реквием и др.), Бетховен (Missa Solemnis), Лист, Берлиоз (Реквием). Вопрос о реальном присутствии Христа в Св. Дарах вызвал в середине IX в. полемику между монахами Пасхазием Радбертом (умер ок. 856 г.) и Ратрамном из Корби (+ 868 г.). Если первый пришел к отождествлению евхаристического и исторического Христа, то второй, напротив, подчеркивал духовно-символический характер сакрального присутствия, что даже приводило к отрицанию реальности пресуществления. Спор был продолжен в XI в. Ланфранком Бекским и Беренгаром Турским (умер в 1088 г.), который отрицал действительное присутствие Христа в таинстве. Однако и реалистическое направление не было вполне свободно от опасной односторонности. Опасность заключалась в грубой материалистичности понятия действительности, содержащегося в предложенном Беренгару в 1059 г. кардиналом Гумбертом символе веры. Со времени этого спора возник обычай возношения гостии и чаши после пресу-ществления. Параллельно этому растет поклонение таинству алтаря; раннехристианский обычай стоять во время пресуществления и при причастии был заменен на коленопреклонение. Главным моментом литургии (мессы) является пресуществление (преложение) евхаристического хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Для совершения мессы и причащения прихожан приготовляются гостии. Гостия (лат. — «жертва»), облатка — из пресного пшеничного теста, заменившая в таинстве причащения (Евхаристии) упоминаемый в н.-з. текстах хлеб. Обычай употребления для причащения гостии с изображением на ней Распятия или Агнца известен на Западе с 12 в. и сохранился в Католической и Лютеранской Церквах (другие протестантские Церкви вернулись к квасному хлебу). В отличие от практики Православной Церкви, для приготовления гостии используется (с 11 в.) не квасной, а пресный хлеб. На Флорентийском соборе (1439 г.) был признан одинаково допустимым для совершения Евхаристии как квасной хлеб, так и опресночный. Для хранения освященных гостий используются табернакли. Табернакль (лат. tabernaculum— сень, шатер) — хранилище для освященных гостий, стоящее на алтаре. Табернакль представляет собой шкафчик, внутри позолоченный или обитый белым шелком, с запирающимися дверцами. Как обязательное напрестольное сооружение табернакль утвердился в католических храмах с 16 в., вытеснив более ранние типы дароносиц — навесные алтарные ковчеги и стенные хранилища, сохранившиеся, например, у англикан. Для несения во время праздничных процессий освященные гостии помещаются в монстранции. Монстранции появились после 1316 г., когда окончательно был утвержден праздник Тела Господня, во время которого освященной гостии воздавалось поклонение на улицах в торжественной процессии. Монстранция для гостий представляет собой звезду из серебра или золота, укрепленную на резной подставке. В середине звезды между стеклами помещаются гостии. Священные сосуды, богослужебные книги, облачения духовенства и другие принадлежности церковного культа, хранятся в сакристии – особой части храма, сбоку или впереди алтаря. Ко времени Реформации стал необходимым пересмотр чинопоследования мессы, и Тридентский собор (1545-1563 гг) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия, составила новый миссал, который буллой от 1570 г. был объявлен обязательным для всей РКЦ. Чин мессы исправлялся и при папе Урбане УШ в 1634 г. По решению П-го Ватиканского собора (1962-1965 гг.) (Конституция «О литургии»), в мессу был введен ряд дополнений: разрешено проведение мессы на национальных языках языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, мирянам разрешено причащаться не только евхаристическим хлебом, но и вином; рекомендуется включать в мессу элементы национальной музыки и др.
Лит-ра.
Собрание древних литургий восточных и западных. Спб. Вып. 1-5, 1874-78, под ред. Е. И. Ловягина). Ловягин Е. И. Литургия Римско-Католической Церкви // Христианское чтение, 1878, сент.-окт., С. 97-128; ноябрь-дек., С. 129-170. (Изложен текст мессы в ее первоначальном виде, в редакции папы Геласия, с последующими изменениями). Тиволье П. Спутник искателя правды. Брюссель, 1963. ч.П. Объяснение Божественной литургии, служб Страстной седмицы и Св. Пасхи. Чин мессы или Божественной литургии римского обряда по римскому миссалу папы Павла Шестого. Рим. 1979. Господу помолимся. Молитвенник для католиков. Рига, 1989. Молитвенник для католиков латинского обряда. Спб. 1994. Литургия часов. Милан. 1995. Арранц Михаил, О.I. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1996. Конрад Ричард, ОР. Вера Католической Церкви. Киев, 1997, С. 139-142. Словарь литургических терминов. М. 1998. Дюмулен Пьер, свящ. Чтобы лучше понять мессу. Спб. 1999. Литургия часов: хвалы утренние, дневной час, вечерня, завершение дня. Четырехнедельная псалтирь. М. 2000.(изд. 2-е).
Теги: католицизм, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |