КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

папство

ПАПСТВО — религ. и политич. центр Катол. Церкви. Возник на базе римск. епископства в 5 в. Получив в 756 от франкского короля Пипина Короткого земли вокруг Рима, папа стал светским государем, владетелем Папской области и др. территории. В средние века П. боролось за преобладание церк. власти над светской. В 14 в. П. попало под власть франц. короны и с 1309 по 1377 резиденция пап находилась во франц. городе Авиньоне. Реформация и как следствие ее, церк. раскол и образование самостоятельной протестантской Церкви (16 в) значительно ослабило влияние П. В 1870, в связи с включением Рима в состав итал. гос-ва, Папская обласгь была ликвидирована Лишенный светской власти папа объявил себя «узником Ватикана». В 1929 по Латеранским соглашениям папа снова становится светским правителем, главой гос-ва города Ватикан. П и Катол. Церковь – соприкасающиеся, но не тождественные понятия. Интересы П не всегда совпадают с интересами Церкви в каких-либо странах и частях света.

Особое усердие, с каким в Риме пеклись о сохранении чистоты веры, осуждая ереси, и позиция римского епископа в пасхальном споре показывают, что уже с ранних времен у нее было сознание своего превосходства. То, что епископ Климент говорил от имени Римской Церкви, свидетельствует о единстве епископата и Церкви; но это не умаляет авторитета римского епископа. Сознание превосходства Римской Церкви и ее епископа росло постепенно. Это отражается, например, в изобразительном искусстве в появлении образа Церкви в виде корабля с Петром в качестве кормчего. Со времени св. Иеронима апостола Петра называют «Princeps Apostolorum» (Предводитель апостолов).

Уже в конце II в. угроза римского епископа Виктора (189-199) отлучить Церковь Малой Азии за ее несогласие в вопросе о праздновании Пасхи свидетельствовала об осознании этого авторитета. Это говорит и о самостоятельности поместных Церквей.

Когда римский епископ Стефан (254-257) выступал в споре о крещении еретиков, возражая Африканскому собору и епископам, возглавляемым Киприаном, то он ссылался на преемство Петру и грозил отлучением от Церкви.

Вновь притязание Рима на главенство проявляется, когда папа Дионисий (259-268) предлагает Дионисию (тезке), епископу Александрии, покаяться в том, что он позволил себе еретические высказывания в учении о Св. Троице. Климент, епископ Римский, пишет: «Если же некоторые не покорятся реченному Им чрез нас, — пусть знают, что свяжут себя падением и немалой опасностью». Высказывания многих западных епископов показывают, что притязания Рима воспринимались как законные. Св. Игнатий Антиохийский (ск. ок. 110 г.) пишет: «Римская Церковь главенствует в союзе любви». Св. Ириной Лионский (епископ в 177/178 г., ск. ок. 290 г.): «Любая Церковь, т. е. объединение верующих всех мест, должна согласовываться с Римской Церковью вследствие ее высокого авторитета».

Никейский (325 г.). Константинопольский (381 г.) и Халкидонский (451 г.) соборы занимались и этим вопросом. Их постановления могут считаться подтверждением первенства римского епископа над всеми другими, в том числе и восточными. Однако их дословный текст был не настолько определенным, чтобы из него можно было вывести полный примат, хотя папские легаты и занимали на соборе первое место. Никейский собор говорит о древних привилегиях Рима; в Халкидоне связь между «почетом» и «приматом» проводится неоднозначно и неясно. Но на соборе в Сардике в 343 г. был признан примат Рима как учрежденный апостолом Петром.

 

Лит-ра.

 

Вызинский (без иниц.) Папство и Священная Римская империя в ХIV и ХУ вв. М.1857.

Ланфрэ Пьер. Политическая история пап. Спб. 1870.

Ранке Леопольд. Римские папы в последние четыре столетия. Т. 1-2. Изд. 2-е. Спб. 1874.

Беляев Н. Я. Догмат о папской непогрешимости. Казань, 1882.

Киреев А. А. О папской непогрешимости. М. 1892. (Изд. 2-е. Спб. 1905).

Андреянов М. А. Краткий очерк истории папства в средние века. Спб. 1899.

Корелин Важнейшие моменты в истори средневекового папства. Спб. 1901.

Скворцов Г. А. Римские папы и вселенские соборы. Саратов, 1914.

Рамм Б. Я. Папство и Русь в Х-ХУ веках. М. Л. 1959.

Киреев А. А. Новый папа. К избранию Пия Х. Спб. 1903.

Лихачев Н. П. Письмо папы Пия У к царю Ивану Грозному. Спб. 1906.

Ван Бейнинген Ф. К. Несколько слов о папстве. Спб. 1908.

Юрашкевич А. Д. Главенство папы. Минск. 1912

Панченко Б. А. Латинский Константинополь и папа Иннокентий Ш. Одесса, 1914.

Тышкевич С. Почему католики дорожат папством? Нью-Йорк, 1961.

Винтер Э. Папство и царизм. М. 1964.

Григулевич И. Р. Папство. Век ХХ. М. 1978.

Шейнман М. М. От Пия IX до Павла VI. Изд. 2-е. М. 1979.

Никодим (Ротов), митроп. Иоан ХХШ, папа Римский. Вена, 1984.

Ковальский Я. В. Папы и папство (пер. с польск.) М. 1991.

Иоанн Павел П, папа Римский. Мысли о земном. М. 1992.

Иоанн Павел П, папа Римский. Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. М. Милан. 1993.

Твердислова Е. С. Наедине с одиночеством. Литературный портрет папы Римского Иоанна Павла П. М. 1995.

Гергей Е. История папства. (пер. с венгерск.) М. 1996.

Тимофеев М. А. Церковно-миссионерская деятиельность папы Григоря Великого (590-604). М. 1996.

Эве Ф.,SJ. Курс экклезиологии. М. 1996. (С. 29-35 о папстве).

Шульц Тэд. Иоанн Павел П: Биография. (пер. с англ.). Минск, 2000.

Сидякина А. О главенстве Римского папы.. Спб. 2000.

Герье В. И. Западное монашество и папство. М., 1913.

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)