КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

священство (в католицизме)

СВЯЩЕНСТВО — таинство наделения Божественной благодатью возводимого в духовный сан лица через епископское рукоположение. Согласно Фоме Аквинскому, священство — наиболее возвышенное из семи христианских таинств. Об Иисусе Христе как о «Первосвященнике великом», «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха», говорится в Послании к Евреям (Евр.,4, 14-15). Из Своих учеников Господь избрал 12 апостолов, «чтобы посылать их на проповедь» (Мрк.,3, 14). Пресвитеров и епископов апостолы посвящали через рукоположение: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.,14, 23).

Из Предания, которое отражено в особенности в литургических обрядах и практике как Восточной, так и Западной Церквей, явствует, что через возложение рук и молитву при хиротонии сообщается благодать Святого Духа и накладывается неизгладимая священная печать так, что епископы исключительным и видимым образом замещают Самого Христа, учителя, Пастыря и Первосвященника, и действуют от Его лица (in persona Christi). Епископам надлежит через таинство священства вводить новых избранников в состав епископов.

 Посвящение в сан включает ряд действий, сопровождаемых произнесением молитвенных текстов, возложение рук, благословение, поднесение посвящаемому чаши с евхаристическим вином и гостии, вручение соответствующих сану облачений. Таинство священства налагает неизгладимое духовное знамение и поэтому не повторяется. Все посвященные получают также благодать безбрачия, становясь подобными неженатому Христу. Целибат священников был введен в РКЦ в XI-ХШ вв. П Ватиканский собор подтвердил это правило. РКЦ, следуя примеру Иисуса Христа, призывает к священству только мужчин.

В Католической Церкви было обосновано и утвердилось положение о неравенстве в распределении благодати между членами клира. Наибольшей ее частью наделен епископ — учащий вере, совершающий богослужения и таинства. Католическое учение о священстве, суммированное в декретах Тридентского собора, подвергли резкой критике протестанты, обосновывавшие необходимость сближения в Церкви мирян и клира. В условиях возрастания соц. активности верующих П Ватиканский собор дополнил учение о священстве положениями об усилении роли мирян в церкви (схема «Об апостолате мирян»).

 

Лит-ра

 

П Ватиканский собор. Пастырская конституция «Радость и надежда» (О Церкви в современном мире).

Биффи Джакомо. Я верую (краткое изложение католического вероучения). Христианская Россия. Милан, 1990, С. 87-98.

Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Брюсель, 1990, С. 249-296.

Катехизис Католической Церкви. М. 1996, С. 291-335.

о. Йозеф Климурчик. Таинства. Колледж католич. Теологии им. св. Фомы Аквинского. М. 1996.

Конрад Ричард, ОР. Вера Католической Церкви. Киев, 1997, С. 139-157 (Евхаристия); С. 158-184 (др. таинства).

Бенедетто Теста. Таинства в Католической Церкви. М. 2000.

Дюмулен Пьер, свящ. Источник жизни. Таинства. Спб. 2000.

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)