КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

таинства (в католицизме)

ТАИНСТВА (лат. sacramentum) - священнодействия, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». До 4 в. таинством называли любое культовое действие, вызывавшее у верующего переживание святости. Среди церковных авторитетов Запада до 12 в. не было общего мнения относительно количества таинств. Указание на 7 таинств, признаваемых католичеством, появилось у Петра Ломбардского и др., вероятно в полемике с ересью вальденсов. Это количество таинств окончательно утверждено Флорентийским собором 1439 г. (крещение, миропомазание (конфирмация), причащение, покаяние, священство, брак, соборование).

Латинское название «sacramentum» впервые встречается у западных отцов Церкви в IV веке. Перевод греческого слова «мистерион» сделал Тертуллиан для обозначения содержания и действия святых знамений, под которыми сокрыта Божественная действительность. Действенность принятия благодати зависит от расположенности человека ее принять – ex opere operato – силы принимающего. Если в человеке существует какое-либо препятствие – obex – то будет получена только часть благодати. Ап. Павел предупреждает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.,11,27). Флорентийский собор 1439 г.: «Таинства дают благодать тем, которые достойно таинства принимают».

 Св. Августин (IV в.) определяет таинства как знак святой вещи – signum rei sacre, как знак святого знамения – signum sacrum. Петр Ломбардский (XI1 в.) в книге «Сентенции» говорит о таинстве не только как о знаке, но и как о причине благодати. Флорентийский собор (1439 г.) в «Декрете об армянах» говорит, что таинство реализуется через предметы (материя), слова (форма) совершителя таинств. Причем получаемая благодать не зависит от состояния совершителя, его веры или греховности.

В первом тысячелетии были разработаны начала учения о таинствах, в основном это были определения, касающиеся отдельных таинств: Крещения и Евхаристии. Появлению более строгого учения противодействовало само слово «sacramentum», не имевшее определенного значения и охватывавшее все тайны христианской веры. Только в ранней схоластике, в первую очередь Гуго Сен-Викторским (ск. 1141 г.) и Петром Ломбардским (ск. ок. 1160 г.) его значение стало определяться более узко — как «действенные знаки благодати». До того времени было принято говорить не о семи таинствах, но о множестве их (как, например, посвящение в члены ордена или омовение ног). Ровно семь таинств утвердилось и на Востоке (особенно после Собора в Лионе, 1245 г.), а также в Древних Восточных Церквах.

Тридентский собор (1543-1563) (после выступления Мартина Лютера о достаточности только двух таинств – Крещения и Евхаристии), собор специально разработал учение о таинствах.

1542 г. Декрет о таинствах вообще.

1551 г. Декрет о Евхаристии, крещении и миропомазании.

1551 г. Декрет о таинстве покаяния (исповеди).

1551 г. Декрет о таинстве соборования (елеосвящения).

1562 г. Декрет о Евхаристии как жертве.

1563 г. Декрет о священстве.

1563 г. Декрет о священстве.

1563 г. Декрет о браке.

Собор подчеркнул важность всех семи таинств, указал на их различные достоинства. Совершитель таинств – священник (в обычных случаях). В случаях крайней необходимости – тяжелая болезнь, угроза смерти – каждый человек (таинство крещения).

 

Лит-ра

 

Пий XI. Энциклика «Casti connubii» («Целомудренный брак»), 1930.

Павел VI.Энциклика «Humanae vitae» («Человеческая жизнь»), 1968.

П Ватиканский собор. Пастырская конституция «Радость и надежда» (О Церкви в современном мире).

Биффи Джакомо. Я верую (краткое изложение католического вероучения). Христианская Россия. Милан, 1990, С. 87-98.

Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Брюсель, 1990, С. 249-296.

Тышкевич С., свящ. Нерасторжимость христианского брака. М. 1991.

Сикари Антонио. О браке. М. Милан, 1993.

Юркович И. Каноническое право о браке. М. 1994.

Катехизис Католической Церкви. М. 1996, С. 291-335.

Встану и пойду к Отцу. Взрослым о таинстве покаяния и Евхаристии. Гродно, 1996.

о. Йозеф Климурчик. Таинства. Колледж католич. Теологии им. св. Фомы Аквинского. М. 1996.

Конрад Ричард, ОР. Вера Католической Церкви. Киев, 1997, С. 139-157 (Евхаристия); С. 158-184 (др. таинства).

Св. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. М. 1997.

Дайчер Фаддей, свящ. Размышления о вере. Новосибирск, 1997. С. 157-169 (крещение), С. 170-184 (миропомазание), С. 185-192 (Евхаристия).

Бенедетто Теста. Таинства в Католической Церкви. М. 2000.

Дюмулен Пьер, свящ. Источник жизни. Таинства. Спб. 2000.

 

 

 


Теги:  католицизм, богослужение и морфология культа
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)