|
Структура монадаМОНАДА — понятие, используемое в ряде филос. учений для характеристики соотношения единства бытия и его структурной сложности. Возникло в антич. философии в русле пифагорейско-неоплатонич. традиции как выражение принципа единства, формообразующей активности, определенности, отождествляемого с мужественным началом (умом) и противостоящего диаде, толкуемой как бесконечное, множественное, текучее (женственное) начало, к-рое в сочетании с М. образует умопостигаемый космос (триаду). В новоевроп. философию понятие М. вошло через пантеистич. неоплатонизм Бруно, развившего идеи Кузанского о Боге как о тождестве абсолютных максимума и минимума бытия и учившего о М. как о форме проявления Бога в кач-ве абс. минимума. Центральной категория М. становится в объективном идеализме Лейбница, учение к-рого иногда называют монадологией (по имени краткой итоговой работы, в к0рой философ тезисно изложил осн. идеи своей метафизики). Лейбницевская (признаваемая классической) интерпретация М. представляет собой синтез понятий атом, корпускула, субстанция, субъект. М. есть индивидуально-неповторимая и неделимая субстанция (т. е. самодостаточное, самостоятельное, самопричиняющее бытие), источник активности к-рой не во вне (как в случае с атомом), а внутри нее самой («у М. нет окон»). Между М., как и между корпускулами (этим они отличаются от атомов), нет пустоты (небытия) — все М. существуют друг в друге. М. как субстанция есть субъект — ее внутр. жизнь автономна, самопричиняюща и динамична, содержанием ее является деятельность восприятия Универсума через самовосприятие. Каждая М. есть «постоянное живое зеркало Вселенной». По Лейбницу, в мире нет ничего, кроме М., Бог — М. монад. Т. о., Вселенная фактически оказывается насквозь одушевленной, в внешнее пространственное бытие вещей становится формой выражения психич. и духовной энергии (что весьма напоминает нек-рые вост. Вероучения). М. составляют иерархию, космос, причем чем ближе М. к Богу, тем она духовнее; Бог творит М., подобно тому как мышление мыслит отдельными мыслями. Т. о. Лейбниц фактически воспроизводит Аристотелево понимание Бога как перводвигателя, как формы форм, т. е. мыслящего себя мышления. Интеллектуалистич. (доходящая до панлогизма) трактовка М. Лейбницем выразилась в его теории «предустановленной гармонии», посредством к0рой философ пытался решить проблему теодицеи. Понятие М. становится одним из центральных в ряде систем рус. религ. философии, гл. обр. — у Н. Лосского и персоналистов. Последние, однако, во мн. опирались на учение Вл. Соловьева, к-рый использовал понятие М. как для описания «минимума» бытия — его атомарной структуры, так и для характеристики его «максимума» — Абсолюта. В указанных концепциях прочитывается ряд существ. онтологич. дополнений к классич. представлению о М. В целом они сводятся к отказу от сугубо интеллектуалистического (в духе новоевроп. рационализма) толкования М. и внедрению в нее принципа свободы. Универсум продолжает трактоваться как органич. одушевленное и одухотворенное целое, но в то же время интерпретируется с последовательно-теистической — персоналистической и креационистской т. зр. Феномен греха, соответственно проблема зла в мире (и теодицеи) видится в качественно ином горизонте. (См.: Атомистика, Персонализм). Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |