|
Структура молитва (в православии)Молитва — возведение души, ума и сердца к Богу; способ общения христианина с Божественным миром и стяжания благодати; средство соединения членов церкви между собой, связующее церковь земную и церковь небесную. Современный русский православный богослов Иларион (Алфеев) указывает, что М. — совместное творчество человека и Бога, где от человека зависит приложить усилие, совершить духовную работу, а от Бога — даровать плоды. При этом все, что объединяют в понятии «плоды молитвы», является даром свободной воли Божией, а не следствием прилагаемых усилий. По форме М. может быть общая и частная, словесная и мысленная. По содержанию — богохвалебная, благодарственная, покаянная, просительная. По предмету прошений — за других или себя, за живых или усопших. М. в православии понимается как основополагающий, глубоко интимный способ духовного возвышения души и преображения смутного, страстного человеческого естества. Достоинство М., наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов), состоит единственно в качестве, а не в количестве. Всякого рода мечтательность во время М. вреднее рассеянности и ведет к самогипнозу. Молясь, не нужно искать восторгов и возбуждения. Признаки правильной молитвы: спокойствие, сердечная тишина, сердечное покаяние, а на высших уровнях молитвенного состояния — Божественный огонь, который не опаляет, не горячит сердца, но прохлаждает его, примиряя человека со всем окружающим и наполняя сердце любовью к Богу и ближним. В православной традиции играют особенно важную роль следующие М.: 1) М. Господня («Отче наш»), заповеданная Иисусом Христом своим ученикам; 2) покаянная М. преп. Ефрема Сирина, составленная им в IV в. и читаемая на богослужениях Великого поста; 3) краткая М. Иисусова («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), которая многократно совершается в мысли подвижниками-исихастами и служит им основным орудием «умного делания» — концентрации ума на Божественном Существе (см. Исихазм). Одна из самых популярных книг в русской православной среде, впервые изданная в России во второй половине XIX в., — «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», — имеет своим предметом описание именно практики М. Иисусовой, которая приобщает человека к тайне спасения.
Теги: православие, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |