|
Структура монах (в православии)Монах (греч. один) — христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом, означающим безусловное подчинение воле Божией. В православной традиции монашеское отречение от мира — не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока — возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Православное монашество делится на три группы в соответствии с принятыми обетами: 1) рясофорные М. (греч. «рясофор» — «носящий рясу») образуют группу готовящихся к принятию малой схимы (греч. «форма», «вид»); 2) М. малой схимы — принимают обет послушания, нестяжания и целомудрия; 3) М. великой схимы, или ангельского образа (схимонахи), принимают обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные М. и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. на христ. Востоке, сначала как несколько скитов удалившихся в пустынные места отшельников, затем в IV в., когда прекратились гонения на христиан, оно стало массовым. Византийские М. заселили пустыни Египта, Сирии, Палестины. Монашество IV-V вв. было трех видов — общежительное (когда М. жили совместно), пустынножительное (когда М. жили отдельно) и полуотшельническое (когда М. жили группами по два-три человека). На Руси основным типом монашеского жития стало общежитие (киновия). Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские.
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |