|
Структура облачение (в православии)Облачение — одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. Православное воззрение не ограничивает это понятие только земным планом, но распространяет его на жизнь в Царстве Божием, где имеют место невещественные ризы, являющиеся неотъемлемой частью духовно-телесного существования личности в состоянии обожения и нетления. Вещественным же образом таких небесных одежд Господа, ангелов и святых служат церковные О. В согласии с общей церковной символикой эти О. понимаются как таинственно содержащие в себе благодатную силу своих первообразов — небесных одежд. По-видимому, уже в IV в., после прекращения гонений на христиан, возникло различие между богослужебными ризами и повседневными одеждами. Данное различие в основных чертах оформилось к VI в. и сохраняется до сих пор. В наши дни О. подразделяется на: 1) внебогослужебное духовенства; 2) богослужебное клира (в широком смысле слова); 3) монашеское. Внебогослужебное О. духовенства, отличающее его от мирян, следующее: у диакона — подрясник и ряса; у священника — подрясник и ряса, поверх которой надевается наперсный крест; у архиерея — подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное О. клира — одежды, в которых церковнослужители и священнослужители совершают богослужение. Многие из этих О. — символы благодатных дарований и без них нельзя совершать богослужение. Богослужебное О. церковнослужителя — стихарь; диакона — подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника — подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы. На литургию священник надевает полное О. Основой его является подризник, поверх которого сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, фелонь. В качестве награды священникам дается право ношения некоторых дополнительных О., в частности, камилавки, креста с украшениями, набедренника, палицы, митры. Богослужебное О. архиерея — подрясник, ряса (на литургии вместо рясы — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название — «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское О. и сверх того — присущее его сану; епископ имеет все священническое О. и сверх того — присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные одежды бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня — белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет О. царский — золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников — голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Креста Господня — фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых — зеленый. В зеленых О. всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В посты цвет О. бывает темный (темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный). В черных О. обычно служат во дни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых О., ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет принят и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собою Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых О. в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет — красный с золотом. Монашеское О., обычно черного цвета, призвано символически отобразить духовные качества иноков. Так, например, куколь (лат. «капюшон») — верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, — именуется шлемом спасения и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей.
Теги: православие, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |