|
Структура старообрядчествоСтарообрядчество — совокупность религиозных общин, отказавшихся признать церковную реформу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (см. Раскол) и сохранивших приверженность древнерусскому обряду. Судьба С. в России была тяжела. Преданные анафеме на соборе 1666-1667 старообрядцы, сохранявшие верность русской церковной старине, в течение многих десятилетий подвергались преследованиям со стороны властей. В конце XVII в. С. раскололось на два основных направления: поповское и беспоповское. Первое признавало возможность и необходимость старообрядческого священства, второе отрицало возможность иметь священников. Беспоповцы заявляли о прерыве апостольского преемства в связи с реформированием Русской церкви и о том, что теперь каждый христианин должен быть священником. В свою очередь поповщина и беспоповщина разбились на различные ветви («толки» и «согласия»). Крупнейшей организацией С. поповского направления стала Белокриницкая иерархия (название происходит от села Белая Криница в Австрийской Галиции, где обосновалась община переселившихся из России поповцев), которая выразила стремление старообрядцев создать свой епископат, обладающий каноническим правом посвящения в духовный сан. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего Босно-Сараевского митрополита Амвросия присоединиться к С., и он в 1846 возглавил С. иерархию. Старообрядцы много сделали для развития русской промышленности и торговли — известны династии Морозовых, Ряпушинских, Гучковых, Солдатенковых, Коноваловых. Освоение Сибири, развитие судоходства на Волге, строительство больниц, библиотек, типографий, создание музеев — таков был вклад С. в развитие русской экономики и культуры. Со времени реформ Александра II С. перешло от оппозиции царскому правительству к его поддержке. После легализации С. в 1905 началось его возрождение. С этого времени за 12 лет предреволюционного периода старообрядцами было построено более 800 храмов, созданы новые епархии, открыты монастыри, приходские и певческие школы, основаны типографии в различных городах, началось издание журналов, календарей, певческих книг знаменного распева. В 1912 в Москве был открыт Старообрядческий богословско-учительский институт. С. общины активно включились в общественную жизнь; в период революции 1905-1907 занимали главным образом охранительные позиции. К 1917 С. в России достигло расцвета. Древлеправославная церковь Белокриницкой иерархии состояла из 23 епархий, имела 19 епископов, около 3 тысяч священнослужителей. Во время большевистской революции и гражданской войны значительная часть С. поддержала антибольшевистское движение, в силу чего правительство Колчака уравняло С. в правах с РПЦ. Все это вызвало гонения на С. со стороны советских властей. Разрушение традиционного быта, социальной структуры и культуры русского общества в советский период отрицательно сказалось на состоянии С. К 1986 старообрядческая церковь насчитывала всего пять епархий, управляемых тремя епископами, и 126 приходов, в которых было 54 священника и 7 диаконов. Новый заметный подъем С. начался в конце 1980-х гг. На Освященном соборе 1988 в Москве была учреждена С. митрополия, с 2005 Русскую православную Старообрядческую церковь возглавляет митрополит Московский и всея Руси Корнилий. По состоянию на 2013 она имела 12 епархий и около 1 млн прихожан. Старообрядцы, относящие себя к древлеправославным, проживают в Болгарии, США, Канаде, Австралии и других странах. Поместный собор РПЦ в 1971 отменил анафемы, наложенные на С. собором 1666-1667. См. также Раскол.
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |