КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

церковь (в православии)

Церковь (греч. «кириаке» — букв. божий дом, или «екклесиа» — собрание) — в просторечии христ. храм, однако в православном богословии «Ц.» — весьма сложное, многозначное понятие. В первую очередь под Ц. разумеется богоустановленное общество верующих во Христа людей, сложившееся в целях их спасения, на основе почитания Священного Писания и Священного Предания, соединенное таинствами, благодатным влиянием Духа Святого и руководством священнослужителей во главе с Самим Иисусом Христом. В сокровенном богословско-мистическом плане Ц. — Тело Христово и «сосуд» Святого Духа. Понятие Ц. в этом смысле подразумевает ее невидимый аспект и включает не только людей, живущих на земле, но также ее членов, восшедших в Царство Небесное, существ ангельского мира, Божественные силы и начала. Ц. здесь раскрывается как богочеловеческий духовно-телесный организм, сверхвременным и сверхпространственным образом объединяющий человеческие личности, связующий каждую из них и всех их вместе с Богом. По своей общей человеческой природе все члены Ц. являются ее частями и образуют единого человека во Христе. В Ц. реализуется принцип соборности. По своей уникальной духовной личности каждый христианин — суверенное целое, внутренне самобытное существо, находящееся в свободной духовной связи с Ц., но полнота церковного целого — не сумма его частей, а такое органичное и живое многоединство, которое христ. богословие связывает с образом Пресвятой Троицы. Догмат о Боге-Троице служит важнейшей основой православной экклезиологии, в свете которой Ц. есть место преображения и обожения бытия. Она образуется после пришествия на землю Сына Божия, начинаясь в своей духовной полноте и земной реальности с сообщения даров Святого Духа апостолам в день Пятидесятницы. В этот день в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек, и далее с течением времени территория Римской империи, а также стран, находящихся за ее пределами, стала покрываться христ. общинами — церквами. Греческое наименование религиозной общности христиан, по своему буквальному смыслу тесно связанное с понятием дома и семьи, отражало не только внутреннее единство каждой отдельной христ. общины, но также и ее сокровенное единение с духовным целым всего христ. человечества. Православное понятие Вселенской Ц. исторически и канонически складывалось как глубоко мистическое, духовное, неформальное, подразумевая не организационное единство церковных общин вокруг какого-либо одного престола (как это утвердил католицизм), но живое многоединство поместных (автокефальных) Ц., проникнутых верностью одной Традиции. Каждая автокефальная Ц. обладает всей полнотой благодатной жизни, подаваемой через Евхаристию и другие таинства, так что существование многих поместных православных Ц. не противоречит догматическому единству Ц., которое провозглашается в 9-м члене Символа веры. Там Ц. определяется как «Единая, Святая, Соборная и Апостольская», что отражает принципиальное единство нынешней Ц. с Ц. первых веков, единодушие всех православных церковных общин, исповедующих одну веру. Поэтому рост организма Ц. имел и имеет смысл не только в плане расширения общины христиан на земле и многообразия форм христ. духовного опыта, но также в плане мистической динамики жизни мира, ибо Ц. вносит спасительный смысл в существование мира сего, обусловливает становление христ. святости и ведет земную жизнь к преображению твари. Ц. в этом мистическо-динамическом плане — спасительная духовная сила мироздания. Возникая и развиваясь в истории, она является здесь прообразом спасенного мира.

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.