|
Структура кагалКАГАЛ (евр. «община») – в широком смысле организация еврейского самоуправления. Хотя различные формы её можно проследить ещё в очень ранние времена, но наиболее завершённый вид она приобрела в Польском королевстве в 16-18 вв. Она продолжала существовать и после разделов Польши на землях, вошедших в состав Российской империи, вплоть до 1844 г. Возникновение института К. было вызвано структурой феодального общества, когда еврейское сообщество в каждом населённом пункте должно было нести полную ответственность перед властителем и отвечать за каждого своего члена. Поскольку в Польше евреи находились под исключительной юрисдикцией короля, то все обязанности и права К. основывались на королевских жалованных грамотах – «привилегиях», первая из которых была издана в 1264 г. королём Болеславом Благочестивым. Примерно ко второй половине 16 в. К. страны, выполняя функции посредничества между правительством и еврейским населением, обладали полной автономией в областях: 1. Административно-финансовой; 2. судебной 3. Религиозно-воспитательной. Важнейшей обязанностью К. в области административно-финансовой было обеспечение взимания государственной подати с еврейского населения по принципу круговой поруки, то есть с общины в целом. Все иудеи должны были быть приписаны к определённому К по месту жительства, а жители мелких населённых пунктов образовывали прикагалки, приписанные к ближайшему К. Автономия в судебной власти заключалась в предоставлении раввинам права налагать наказания на членов общины за различные нарушения Закона – от исключения из членов общины до телесных наказаний и даже в некоторых местах до смертной казни. Религиозно–воспитательные задачи К. заключались в содержании синагог и молелен, религиозных учебных заведений, погребальных братств и кладбищ, обеспечении общины кошерной пищей, заботе о бедняках, содержании больниц и богаделен и т.д. Важнейшими задачами К. были защита в судах общины от кровавых наветов, выкуп пленных, задабривание вельмож и чиновников государства. Число членов правления К. зависело от численности общины и достигало 30 -40 человек. Руководство К., решавшее все общинные дела, состояло обычно из 5-6 нотаблей («роши») и трёх почётных членов («тувы»). Роши по очереди в течение месяца состояли в должности главы К. и казначея («парнаса). В заседаниях К. принимали участие выборные люди, которые, правда не имели голоса при решении обсуждаемых проблем, но из них выбирали заместителей рошей и тувов. Выборными были также лица, отвечавшие за благотворительность общины, ревизоры, попечители религиозных учебных заведений и судьи («даяны»). Для выполнения решений К. имелся штат судебных исполнителей. Поскольку имело место стремление избегать обращения к нееврейским властям, то К. следил за всеми сторонами жизни общины от выборов раввина до соблюдения чистоты улиц еврейского квартала. Несмотря на формально демократические процедуры формирования руководства К., оно постепенно превращалось в олигархию немногих самых богатых семей. С ухудшением общего экономического и политического положения всего Польского королевства в 18 в. усилились внутренние конфликты в К., связанные с несправедливым налогообложением, когда все тяготы возлагались богатой верхушкой на рядовых членов общины. Это привело к распространению движения за замену сбора налогов посредством круговой поруки индивидуальным налогообложением. Польская конституция 1764 г. предусматривала такую меру, но разделы Польши помешали её реализации. Авторитет К. подрывал и острый конфликт между хасидами и их противниками. На землях Белоруссии, Украины и Литвы, перешедших под власть Российской империи, К. продолжали выполнять, как и прежде, фискальные функции по сбору государственных податей. Вместе с тем разрешение новых властей записывать евреев в общегородские сословные книги, сильно ослабило контроль К. над передвижением членов общины и их предпринимательской деятельностью. Положением о евреях 1804 г. было предписано в каждом населенном пункте иметь только один К., причём каждое направление иудаизма могло иметь отдельную синагогу и своего раввина. Тем самым было административно запрещёно преследование хасидов. Кроме того, руководству К. было запрещено без ведома властей вводить новые налоги и предписано вести книги учета поступления различных сумм, а также их расходования. После распространения в 1827 г. на еврейские общины рекрутской повинности на К. была возложена поставка рекрутов, для чего руководству К. были переданы некоторые полицейские функции для ловли юношей и даже детей в зачёт рекрутов. При этом, главная тяжесть рекрутчины падала на бедных и неимущих членов общины, в то время как сыновья богачей от этой участи были избавлены. Распространённым явлением оставались и факты коррупции руководства К., особенно при раскладке податей. Поэтому формальная ликвидация К. в 1835 г. приветствовалась рядовыми членами общины. Вместе с тем за еврейскими обществами была сохранена обязанность сбора податей и поставки рекрутов, что признал несправедливым даже Государственный Сенат в 1891 г. Остатки К. системы сохранялись вплоть до февральской революции 1917. Литература: В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010; Кагал// История еврейского народа. Т. XI. История евреев в России. Т.I. М. 1914; Ю. Гессен. История еврейского народа в России. М. – Иерусалим. 1993; Кагал// Еврейская энциклопедия. СПб., 1908 – 1913; Кагал// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |