|
Структура синедрионСИНЕДРИОН (греч. совещание, собрание) – высший орган юридической, религиозной и политической власти в Иудее в период Второго Храма. С. возникает после возвращения иудеев из вавилонского плена, во времена Эзры (Ездры) и Нехемии (Неемии) в 5 в. до н.э., как своего рода орган народного представительства. С течением времени был установлен его состав – 71 человек, как правило, это были представители знатных фамилий, священнослужителей и левитов. В Иудейском царстве С. зависел во многом от воли царя, являвшегося одновременно и первосвященником. Заседания С. происходили в здании Иерусалимского Храма, в так называемой «палате тесаных камней», дважды в день, кроме субботы и праздников. Возглавлял синедрион наси (председатель, князь,) и ав бет-дин (глава суда). Следует указать, что в уголовных делах для оправдательного решения требовалось большинство в 1 голос, а для обвинительного 2 голоса. В независимой Иудее при правлении царей династии Хасмонеев (140 – 63 гг. до н. э) в С. попадают представители и других слоёв населения, прежде всего, народной партии фарисеев. Между ними и их противниками саддукеями устанавливается в С. неустойчивое равновесие. После включения Иудеи в состав Римской империи в 63 г. до н.э. страна была разделена на 5 частей, в каждой из которых был учреждён свой С. При царствовании Ирода Великого в восстановленном Иудейском царстве (37 – 4 гг. до н.э) права С. были сильно урезаны, и при нём преобладали поддерживающие царя фарисеи. После вторичного включения Иудеи в состав Римской империи в 6 г. н. э. за С. были оставлены религиозные и судебные функции, однако смертные приговоры должны были утверждаться римскими прокураторами. Члены С. саддукеи занимали всегда про римскую позицию, но после начала восстания против Рима в 66 г. н. э. в С. возобладало радикальное направление противников римской власти. После разрушения Иерусалима и Иерусалимского Храма в 70 г. н. э. Иоханан бен Заккей, представлявший умеренные слои фарисеев, основал С. с разрешения римлян в г. Явне, а после восстания Бар-Кохбы он перемещается в города Галилеи, утвердившись, наконец, в г. Тверии. С. под руководством его наси, происходившего, как правило, из рода мудреца Гилеля, превращается после разрушения Храма в верховный религиозно-политический орган иудейского населения Римской империи. Более того, наси С. становится общепризнанным патриархом еврейского народа. В 3 в. римские императоры признавали авторитет наси и не оспаривали его решений в уголовных делах, касающихся иудеев. Однако после того, как христианство стало главенствующей религией Римской империи, начались ограничения власти и полномочий иудеев вообще и С. в частности. С. перестал существовать после смещения византийским императором Феодосием в 425/426 гг. последнего наси (патриарха). Литература Синедрион, Патриархат// Еврейская Энциклопедия. СПб. 1908–1913. Репринт М. 1991; Синедрион// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |