|
Структура херемХЕРЕМ (евр. отлучить, налагать запрещение) – объявление запретным, неприкосновенным, иногда обречённым на гибель неживого или живого объекта по причине или враждебности его Божеству или, наоборот, из-за посвящения его Богу. Х. в его самой крайней форме, вплоть до истребления грешников, их скота и уничтожения другого имущества, практиковался, судя по Библии, в очень древние времена особенно как наказание за идолопоклонство (Второз. 13: 16). Х. мог распространяться как на отпавших от принципов монотеизма самих сынов Израиля, так и на другие народы, прежде всего, языческие народы Ханаана. Со временем Х. смягчил свой крайний характер и, в соответствии с учением о раскаянии грешника, принял характер временного отлучения от общины, налагаемого её руководством. В талмудические времена уже использовались различные формы Х., самая строгая из которых предусматривала прекращение всякого общения с отлучённым, запрещение слушать ему слово Божие, а тем более преподавать его. Нередко действие Х. распространялось и на семью грешника: дети его изгонялись из школ, жене его запрещалось посещение синагоги, умерших родственников отказывались хоронить, а новорожденных мальчикам совершать обрезание. Особенно часто Х. подвергались отклонявшиеся, по мнению раввинов и законоучителей, от ортодоксального учения, – от лжемессий до просто вольнодумцев. В частности, в некоторых общинах Х. подвергались даже сочинения Маймонида и вообще изучение философии, Х. был наложен на изучающих каббалу в возрасте до 30 лет. Амстердамская община объявила строгий Х. в 17 в. философам Уриэлю Акосте и Баруху Спинозе, что послужило причиной впоследствии самоубийства первого и разрыву в иудаизмом второго. В 18 в. Х. был объявлен руководством Виленской общины новому тогда движению хасидов. В новое время Х. объявлялся крайне редко и только ультраортодоксальными общинами. Последним примером может служить Х. Иерусалимской общины в 1893 г. знаменитому лингвисту, много способствовавшему возрождению иврита в качестве живого разговорного языка Элиэзеру бен Иегуде. Надо указать, что иногда решения о Х. имело чисто практические цели, регулировавшие реальную жизнь еврейских общин. В этом отношении особое значение имеют решения высокоавторитетного раввина 11 в. рабби Гершона из Лотарингии, запретившего под страхом Х.: 1. Многожёнство, 2. Принудительный развод, 3. Чтение чужих писем. Первые два пункта защищали права женщин, а последний – тайну переписки, столь важную для экономической жизни иудейских общин, разбросанных по политически раздробленной тогда феодальной Европе. Использовался Х. и для регулирования экономических отношений между различными еврейскими общинами. Литература: Анафема // Еврейская энциклопедия. СПб. 1908 –1913; Херем// Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим 1999; С. М. Дубнов. История евреев в Европе. Т.1, М. 2003. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |