|
Структура даршанаДÁРШАНА (санскр. dar÷ana, букв. «вúдение», «познание», «точка зрения») – индийское мировоззренческое учение, религиозно-философская система. В таком смысле термин начинает использоваться в средние века в специальных текстах – компендиумах категорий (санграха), представляющих экспозицию базовых категорий главных Д. для обучения адептов своей системы, таких как «Таттвасанграха» («Компендиум категорий») буддиста Шантаракшиты (VIII в.) и «Сарвадаршана-санграха» («Свод всех систем») ведантиста Мадхавы (XIV в.). Предположительно первым термин Д. для обозначения систематических мировоззренческих учений употребил джайн Харибхадра Сури (VIII в.) в своем компендиуме «Шаддаршана-самуччая» («Свод шести систем»). За религиозно-философскими учениями термин Д. закрепился потому, что содержащееся в них знание считалось результатом не просто рационального познания действительности, но также продуктом некоего духовного видения трансцендентной реальности, скрытой от обычных познавательных способностей людей. Индийской традицией основные даршаны делятся на астику (признающие авторитет вед), к которым относятся санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта, и настику (не признающие авторитета вед), к которым относятся чарвака-локаята, джайнизм и буддизм. Развитие учений всех Д. проходило в условиях непрерывных свободных дискуссий, всегда занимавших важное место в культурной жизни Индии. Ситуация теоретического диалога создала условия для обмена идеями: Д. легко перенимали друг у друга отдельные идеи и целые концепции, если это усиливало их позиции. Единство религиозно-философских систем обусловливается специфической формой текстовой деятельности: созданием канонического базового текста в форме сутр или карик (в системе санкхья), вокруг которого выстраивается система экзегетических сочинений трех видов: варттика (комментарий в форме дискуссии по спорным вопросам); бхашья (комментарий-объяснение или разработка проблем, представленных в сутрах); тика (субкомментарий, или толкование, уделяющее внимание деталям учения). Весь комплекс сутр с комментариями и субкомментариями называется «шастра» («наука», «учебник»). Лит.: Канаева Н.А. Отношения науки (чаstra, vidyа) и философии (darчana) в традиционной индийской культуре //Философия и наука в культурах Востока и Запада / Институт философии РАН.– М.: Восточная литература, 2013. С. 131–139. Н. А. Канаева Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |