КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

прабхакара

ПРАБХАКАРА (санскр

ПРАБХАКАРА (санскр. Prabhаkara, ок. VIVII вв.) – основоположник одной из влиятельных школ мимансы, конкурировавшей со школой Кумарилы, автор известного комментария на «Миманса-сутры» «Брихати» («Взращивающий [комментарий]»). Взяв за основу систему категорий вайшешики, П включил в свою картину мира 8 категорий: субстанцию (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), присущность (самавая, паратантрата), силу (шакти), подобие (садришья) и число (санкхья). Пять первых категорий, совпадающих с категориями вайшешиков, у него истолковываются несколько иначе. Родовые характеристики (саманья) Прабхакара считал существующими в каждом отдельном предмете и познаваемыми в чувственном восприятии (в вайшешике и ньяе общее считалось познаваемым с помощью мышления). Общее с помощью отношения присущности связано с особенным. Поскольку особенное не существует без этого отношения, оно не имеет в системе категорий мимансаков своего места, а рассматривается как производное от присущности. Вместе с появлением нового индивидуального объекта всякий раз возникает отношение присущности; видов присущности столько же, сколь имеется вещей со своими индивидуальными особенностями.

Эпистемология П. описывает 5 праман: авторитетное свидетельство (шабда), к которому относил только веды, восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение (упамана) и необходимое допущение (артхапатти). Две последние являются нововведением именно П. В дискуссиях по проблеме значений П. доказывал, что слова приобретают значения только в связи с другими словами, а значит, смысл имеют только высказывания, отдельные же слова его не имеют.

Лит.: Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1993. Т. II. С. 331–381.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.