КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Структура

диалог

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

ДИАЛОГ — форма в которой написано большинство текстов, принадлежащих Платону, или подписанных его именем. Античные источники позволяют предположить, что в форме диалога писать начали еще до Платона. По сообщению Аристотеля (фр. 3 не дошедшей книги «О поэтах») первым это начал делать некий Алексамен из Теоса. Диоген Лаэртский утверждает, что первым был Зенон Элейский.

Однако так или иначе век философского «диалога» совпадает с расцветом сократических школ и кружков после смерти Сократа, когда фиксация мыслей учителя путем изложения его реальных бесед или же создания для этого неких литературных фантазий, стала исполнять и апологетическую и собственно философскую роль. Постепенно эти диалоги должны были принимать авторский характер.

Именно такой авторский характер имеют сочинения Платона, судя по всему уже в ранний период творчества достаточно условно связанные с воззрениями учителя основателя Академии.

Жанр диалога сложился исторически по той причине, что Сократ не записывал своих воззрений, предпочитая им беседу с достаточно большим числом участников, вовсе не обязательно долженствующую завершиться каким-либо однозначным выводом. Не раз подчеркиваемое Платоном преимущество устного слова над письменным («Федр», «Письма») как живого и настоящего над инструментом припоминания также должно было принудить его отдавать предпочтение жанру диалога, хотя бы по видимости воссоздававшему атмосферу живой беседы, со всеми ее порой неожиданными, естественными поворотами.

Впрочем, с течением времени Платон все более и более тяготел к превращению диалога в вариацию монолога, где выделяется ведущее речь лицо, по отношению к которому все остальные выступают в роли статистов («Тимей», «Софист»).

Диалогичность еще не означает диалектичности мышления, поэтому ДИАЛЕКТИКУ Платона однозначно связывать с жанром диалога не стоит. Хотя наличие нескольких позиций, частая смена воззрения и принятие противоположного исходному тезиса (характерные особенно для ранних диалогов Платона) действительно показывают некоторые формальные моменты диалектики. Однако для последней необходимо прежде всего мыслительное движение, осуществляемое по определенной форме, которую Платон демонстрирует в «Софисте» и «Пармениде». Эта форма требует четкости формулировки предмета и отчетливости умозрения, но не диалогического движения. Поэтому, став очень удачной литературной формой, оживляющей теоретические рассуждения, диалог после завершения Классического века античной философии (века Сократа-Аристотеля) перестает быть значимым философским жанром (сохраняясь в некоторых маргинальных формах, например в кинической мениппее). Даже в Академии диалог так и не превратился в школьную форму (хотя такие ученики Платона, как Аристотель, Филипп Опутнский и писали диалоги).


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.