|
Структура анэкантавадаАНЭКАНТАВАДА – (anekаntavаda, санскр. «учение неодносторонности») доктрина в рамках джайн. эпистемологии, принципиальной установкой которой является положение о невозможности полного и абсолютно адекватного выражения нашего знания о каком-либо предмете или явления внешней действительности в рамках одного подхода или одной точки зрения. Истинное познание должно ориентироваться на многомерность реальности и учитывать в своих теоретических построениях множество точек зрения, поскольку сама действительность «неодносторонна» (анэканта). Доктрина включает в себя два раздела: учение о точках зрения (наявада) и доктрину «некоторым образом» (сьядвада), называемой также «семичленка» (саптабханги). Первая предполагает рассмотрение или анализ любого фрагмента (предмета, явления и т.д.) феноменальной реальности на основании одной из 7 точек зрения (ная) или позиций: 1) найгамья – «охватывающая», связана с схватыванием значения и пониманием слов, общеупотребительных в обыденном языке; может быть 2-х видов: «частично охватывающая» и «всеохватывающая». Под первой понимается схватывание, способное касаться единичного (например, атомов), а также схватывание различий; под второй – схватывание всеобщего, универсального, постоянного. Однако в рамках дигамбр. традиции первая т.з. истолковывается как телеологическая, связанная с рассмотрением цели или намерения. 2) самграха – общая, представляет собой схватывание общего смысла в отдельных частях, или объединение предметов в один класс. 3) вьявахара – обыденная т.з., дающая простой практический смысл, но может пониматься и как разложение общего на части, т.е. выделение в понятии, объединяющем в себе один класс предметов, нескольких подвидов и подклассов. 4) риджусутра – пространственно-временная т.з. описывает предмет в определенном состоянии в течение какого-то времени, или же выделяет какие-либо признаки объектов, связанные с настоящим моментом, оставляя вне рассмотрения прошлые и будущие условия. Остальные т.з. имеют дело со словоупотреблением и поэтому иногда объединяются в общий класс «шабда»: 5) шабда – контекстуальная т.з. выделяет признаки первоначального, прямого, буквального значения; 6) самабхирудха – синонимическая, вычленяет смысл, образовавшийся независимо от уже существующих значений того же термина; 7) эвамбхута – частная т.з. рассматривает фигуральный смысл, понимается как использование слова для обозначения объекта только если оно находится в том состоянии, которое обозначает данное слово. Сьядвада описывает объект или явление с семи позиций: 1) некоторым образом есть, 2) некоторым образом не есть, 3) некоторым образом есть и не есть, 4) некоторым образом неописуема, 5) некоторым образом есть и неописуема, 6) некоторым образом не есть и неописуема, 7) некоторым образом есть, не есть и неописуема. Лит.: Bhattacharya H. Anekаntavāda. Bhavanagar, 1953; Matilal B. K. Central Philosophy of Jainism (Anekānta Vāda). Ahmedabad, 1981 (L.D. Series 79); Facets of Jain Philosophy, Religion and Culture: Anekаntavаda and Syаdvаda. Ed. by R. A. Kumar, T. M. Dak, A. D. Mishra. Delhi, 2000. Н. А. Железнова
Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |