|
Время эпоха ПросвещенияПросвещение (англ. Enlightenment, франц. Lumières, нем. Aufklarüng, исп. Illustracion, ит. Illuminismo ) – – ведущего интеллектуально-философского и социокультурного движения ХУШ века. В общеевропейском масштабе П. начинается «славной революцией» 1688-1689 гг. в Англии и завершается Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. В России П. приходится на вторую половину XVIII в., когда правительство, прежде всего. Екатерина II, активно способствовало развитию наук и искусств. В названии во всех европейских языках содержится сема света, который понимается как разум: у каждого свой свет-разум, которым люди обмениваются, становясь более образованными. Это название возникло в недрах самой просветительской эпохи, это е ее самообозначение: осознание того, что наступила новая эпоха возникает к середине века, большую роль в этом сыграл выход «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера и вызванные ею споры. И. Кант в своей статье «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784) так определяет П.: это выход человечества «из состояния несовершеннолетия», в котором оно до сих пор пребывало «по собственной вине», из-за неспособности свободно «пользоваться своим рассудком». Кант провозглашает «девиз П.»: это – «имей мужество пользоваться собственным умом», т.е. способность к самостоятельному и непредвзятому рассуждению. В развитии этой способности и заключался смысл просветительства, которое наиболее ярко и последовательно воплотилось в деятельности французских энциклопедистов и которое дало название всей эпохе Просвещения. Основополагающая категория просветительского мировоззрения – это Разум; не случайно ХУШ столетие именуется Веком Разума не менее часто, чем Веком П. Просветители верили в то, что распространение знаний приведет к прогрессу, к улучшению жизни людей. Именно такую задачу ставили перед собой философы века, которые стремились как к распространению знаний в массах, так и надеялись на воспитание просвещенного монарха, способного провести необходимые государственные реформы. Теория просвещенной монархии активно развивалась просветителями. Наряду с разумом, важной категорией становится природа: понятия «естественного человека», «естественного закона», «естественной религии» являются важными философскими гипотезами и по-разному рассматриваются различными просветителями. Полагая, что природа наделила человека самыми лучшими задатками, они видят причину несчастий людей в том, что они живут в неестественных условиях, отошедших от законов природы, в том, что разум человека обременен предрассудками, от которых его надо избавить, чтобы люди изменили общественные условия в соответствии с законами природы. Цель просветительского движения – не просто приобщить людей к ценностям науки и культуры, к сокровищам философии, литературы, искусства; главная его цель – утвердить принципы гуманности, разума и справедливости в современной общественной жизни. Просветители отстаивали идею о природном равенстве людей и критиковали социальное неравенство как неестественное, противное природе, отсюда их критика абсолютной монархии, борьба против сословных привилегий и тирании. Просветители надеялись на мирное преобразование общества, политические изменения – не их цель, особенно революционные. Провозглашая естественные права индивида, П. утверждает право человека на счастье: мир должен быть таким, чтобы в нем было приятно жить. Эта эпоха впервые последовательно и осознанно стремится к устройству человеческого счастья в условиях земного реального социума. Опираясь на научные знания, просветители критиковали исторические религии, призывая к религиозной терпимости. Однако они одинаково отрицали как догматическую теологию, так и атеизм. Наибольшее распространение получают деистические воззрения, согласно которым Бог признается как Творец, разумность которого доказывается самим разумным устройством природы, однако отрицается его последующее вмешательство в мироздание, которое развивается по своим собственным законам. Борьба с религиозным фанатизмом является важной составляющий философии П. Философской основой П. на ранних этапах становится сенсуализм, представленный в трудах Локка и Кондильяка, провозглашавший природное равенство и способность человека к самосовершенствованию. Во второй половине века начинают развиваться материалистические идеи, представленные в трудах французских материалистов. Стремясь к распространению научных и философских знаний, просветители используют для этого максимально легкую и увлекательную форму, что приводит к бурному росту книжной продукции, к расцвету периодики, появлению массовой литературы. Стираются жесткие границы между жанрами и областями знаний: споры о человеческой природе и философские концепции включаются в художественное повествование, цель которого – сочетать приятное с полезным. Стили эпохи. В театре главенствующее положение сохраняет классицизм, который наполняется актуальным содержанием, отказывается от ориентации на античность. В начале века появляется рококо, для которого характерно прославление жизни, культ чувственных радостей, но и осознание их мимолетности. Рококо отличает скептико-ироническое отношение к человеческой природе, осознание ее несовершенства. Произведения рококо характеризуются изысканностью формы, остроумной игрой слов, декоративностью, фривольностью. Культ разума сменяется в 1760-е годы культом чувства, что приводит к возникновению сентиментализма в искусстве - свидетельство разочарования в просветительском рационализме. Эгоистическому рассудку противопоставляется чувство, которое должно обуздывать своекорыстие. Наиболее распространенным жанром в литературе становится роман как наиболее свободный и лишенный четких правил, а значит – открытый для смелого экспериментирования в изложении новых идей. Именно в это время формируются самые разнообразные виды романа (роман-мемуары, эпистолярный, роман о путешествиях, роман воспитания, авантюрно-психологический, философский). Ведущие представители: Англия – Локк, Дефо, Свифт, Филдинг, Ричардсон, Стерн; Франция – Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо; Германия – Лейбниц, Кант, Лессинг, Шиллер, Гете; Россия – Ломоносов, Фонвизин, Радищев. Сумароков, Державин. Лит. Dictionnaire européen des Lumières. Paris , 2007 ; Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. М., 2010. Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |