|
Время Августин АврелийАВГУСТИН (Augustinus) Аврелий (354—430) — христ. теолог и философ, признанный в РКЦ святым (в Православной Церкви – блаженный). Род. в Тагасте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости «языческий» образ жизни, А. в 375 примкнул к секте манихеев, в к-рой провел ок. 10 лет. Сильное влияние на А. оказал также неоплатонизм. После знакомства с Амвросием Медиоланским обратился к христианству и в 387 принял крещение. С 391 пресвитер, а с 395— епископ Гиппона (Сев. Африка). Блаж. Августину принадлежат философские, историко-философские, экзегетические, догматические, катехитические и автобиографические произведения. К последним относится автобиографичная «Исповедь» (ок. 400), где А. прослеживает процесс становления личности во всей ее противоречивости. В трактате «О граде Божием» (413—426), написанном под впечатлением от захвата вестготами Рима, А. «граду земному» — грешному, языческому миру, воплощением к-рого является Римск. империя, противопоставляет «град Божий» — общину избранных, объединенных любовью к Богу и христ. добродетелями, т. е. Церковь. А. боролся с ересями своего времени — донатизмом, пелагианством, а также с манихеями. Для ср.-век. богословия А. являлся непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов Церкви. К его наследию обращаются представители разл. филос. направлений — от неосхоластиков до экзистенциалистов, к-рые видят в А. одного из своих предшественников. «О граде Божием» (лат. «De civitate Dei») —название гл. соч. Августина написанного в 413—426 гг; состоит из 22 книг. Причиной его создания послужило желание доказать, что разгром Рима готами Алариха в 410 не был карой за отказ от древней религии. В первых 10-ти книгах доказывается что и раньше боги не спасали Рим, и происходидл это потому, что не они, а Бог христиан предопределил развитие человеческого рода, проходящего через 6 возрастов. О пути к 7-му, грядущему, возрасту, в котором и установится царство (град) Бога, повествуют 12 остальных книг. Существуют два града (civitates): один — царство Бога, другой — сатаны. Град Божий — это духовная власть в свете Откровения о родившемся Господе, властвующем и над мирскими правителями, Божие установление, над чьим завершением работает земная история. Своим «вечным законом» устанавливает божественный Законодатель в таинственном предопределении число избранных, которым принадлежит Град Божий. Союз этих избранных и есть civitas Dei, Град Божий. Однако он невидим, поэтому, до Страшного Суда, обе эти civitates. Бога и сатаны, остаются переплетенными. Их противостояние и составляет сущность исторической концепции Авустина. Жизнь блаж. Августина составляли пастырские заботы: дело (благотворительная деятельность), слово (проповедь, катехизация клира и народа), литературные труды и молитва. Августин умер в 430 г., когда вандалы осадили его город, когда на пороге была новая эпоха — «средневековье».
Лит-ра.
Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. (ч. 1-11). Т.. 1-Ш. Брюссель, 1974. Герье В. И. Зодчие и подвижники Божьего царства. Т. 1, ч. 1. Блаж. Августин. М. 1910. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М. 1984. Щепина Е. Повесть древняя, но вечно новая. (Жизнь св. Августина и св. Моники). Брюссель, 1990. Кремона Карло. Августин из Гиппона. Милан – Москва. 1995. Сто великих людей, кн. 6. Блаженный Августин, Бернард Клервоский, Франциск Ассизский. Спб. 1894. (Издание А. С. Суворина. Серия «Дешевая библиотека», № 266).
Теги: христианство Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |