|
Архетипы ТиртханкарТИРТХАНКАР – (tгrtha#kara, санскр. «создатель переправы/брода/тиртхи») титул провозвестника учения в джайнизме (и в адживикизме), который с целью спасения всех живых существ в каждую мировую эпоху провозглашает истину и указывает путь к освобождению. В джайнизме Т. понимается и как создатель тиртхи, т.е. общины, состоящей из монахов (садху), монахинь (садхви), мирян (шравака) и мирянок (шравика). Таких спасителей насчитывается 24, каждый из которых имеет свой отличительный знак в иконографии: Ришабхадева/Адинатха(бык), Аджитанатха (слон), Самбхаванатха (лошадь), Абхинандана (обезьяна), Суматинатха (куропатка), Падмапрабха (красный лотос), Супаршванатха (свастика или нандьяварта), Чандрапрабха (луна), Сувидхинатха/Пушпаданта(крокодил), Шиталанатха (шриватса или свастика), Шреямсанатха (носорог), Васупуджья (буйвол), Вималанатха (кабан), Анантанатха (сокол или дикобраз), Дхарманатха (ваджра), Шантинатха (антилопа), Кунтхунатха (козел), Аранатха (нандьяварта), Маллинатха (сосуд), Мунисуврата (черепаха), Наминатха (голубой лотос), Неминатха/Ариштанеми (раковина), Паршва/Паршванатха (змея) и Джина Махавира Вардхамана (лев). Первый из них и легендарный основатель джайнима, Ришабха, играет роль «культурного героя», так как он обучил людей сельскому хозяйству, 72 «мужским» и 64 «женским» ремеслам и искусствам, а также разделил на профессиональные (не кровно-родственные) сословия-варны: 1) жрецы-брахманы, 2) цари и воины - кшатрии и 3) торговцы и земледельцы – вайшьи. Он же стал первым аскетом, после того, как отказался от царства, оставив его своим сыновьям Бхарате и Бахубали. Другими примечательными Т. являются 16-ый, Шантинатхе, ибо с него начинается непрерывная передача учения; 19-ый, Маллинатха, или Малли, так как одно направление (дигамбары) считает его мужчиной, а другое (шветамбары) – женщиной соответственно; и 22-ой, Неминатха, - поскольку джайны считают его двоюродным братом Кришны, божества индуистского пантеона. Среди 24-х Т. реально существовавшими личностями наукой признаются только Махавира и Паршва. С деятельностью последнего в джайнизме связываются так называемые «четыре добродетели» или «четыре воздержания» (чатур-дхарма, чатур-яма): не-насилие (ахимса), правдивость (сатья), не-воровство (астея) и не-привязанность (апариграха). Согласно жизнеописанию Джины, его родители были последователями Паршвы. Но возникновение джайнского канона соотносится именно с проповедью Махавиры. Лит.:Cort J.E. Framing the Jina. Narratives of Icons and Idols in Jain History. Oxford, 2010. Н. А. Железнова Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |