|
Архетипы сердцеСЕРДЦЕ — философ.-поэтич. символ любви, искренности и целостного миропонимания. В религ.-филос. антропологии С. — душевное средоточие человека, центр душевно-духовной жизни, орган всех чувств, прежде всего, добрых и благородных, но также злых и дурных. (Слова «сердечность», «милосердие», равно как и «сердиться», «говорить в сердцах» имеют один и тот же корень). В Библии, писаниях св. Отцов, произведениях рус. религ. мыслителей (Нила Сорского, Г.С. Сковороды, Игн. Брянчанинова, П.Д. Юркевича, Б.П. Вышеславцева, М.В. Лодыженского, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского и др.) теме С. посвящены значит. по объему ст. и фрагменты из них. Подобно тому как видимый, материальный мозг связывается с невидимым разумом, видимое живое С. есть символ и выражение невидимых мудрости и добротолюбия. Если разум ориентирован, гл. обр., «вовне», то С. есть средоточие внутр. жизни. В зап. мистике и философии (К. Паскаль, М. Шелер, А. Апасами), а также в индийской филос.-религ. традиции делаются попытки выявить самостоятельную «логику С.» (К. Паскаль), определяющую соподчиненность духовных ценностей, подобно тому как интеллектуальная, разумная логика определяет соподчиненность идей отвлеченных. В христ. мистике С. есть точка соприкосновения человека с Богом, Боговоплощения. Культ Св. С. играет особ. важную роль в католич. духовности и обрядности. Католич. мистерия С. Христова изображает его истекающим кровью от любви к людям, пронзенным стрелой. Согл. Библии, С. есть орган познания во всей его широте. Чтобы правильно и ясно рассуждать, нужно «умом в сердце стоять». Очевидная недостаточность и безрезультатность «призывов к разуму» в нац., классовых и религ. спорах подчеркивает важность обращения именно к С. Рационально организованные модели об-ва воспринимаются как пустые, искусственные, поскольку они не опираются на признание сердечных отношений — братских, семейных, супружеских, на признание любви к Отцам и Учителям, к детям и внукам как на существ. осн. социальных отношений. Заповедь любви к врагам непонятна для разума, но естественно воспринимается С. Теги: экзистенциалы Дисциплина: Философия Авторы: Карпунин В. А. |