КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Архетипы

аполлоническое и дионисическое

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ, или аполлоновское и дионисийское, или аполлонийское и дионисийское – понятийная пара противопо

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ, или аполлоновское и дионисийское, или аполлонийское и дионисийское – понятийная пара противоположностей, которые были введены в философский оборот Фридрихом Вильгельмом Йозефом Шеллингом для обозначения присущих человеку полярных творческих сил, но закрепились в качестве эстетических категорий благодаря первой книге Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Аполлону, олицетворяющему сдержанность, упорядоченность, чувство меры, как принципу разумности в культуре противостоит отличающийся страстностью, неистовством, преизобилием жизненной энергии Дионис, воплощающий собой инстинктивное, витальное начало, нехватку которого в современной Ницше исторической ситуации мыслитель считает катастрофической для западной цивилизации. С точки зрения Ницше, преобладание в европейской истории А., т. е. рационального типа культуры привело к анемичности и болезненности не только пластических видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи), патронируемых Аполлоном, но и непластических (музыки, лирической поэзии), если не считать Вагнера, тогдашнего кумира Ницше. Гармоничное сочетание А. и Д. в художественном произведении, где А. отвечает за формальную сторону, а Д. – за содержательную, представляет собой не только готовый рецепт шедевра, но и объясняет суггестивную силу аттической трагедии. В доеврипидовской трагедии, согласно Ницше, нашло свое выражение единственно правильное отношение человека к лишенному смысла миру, трактуемое философом как погружение в неуправляемую стихию жизни, которая одна способна приносить подлинную радость, пусть и наравне со страданием. Значительное влияние учение Ницше об А. и Д. оказало на поэтическую теорию и практику русских символистов (А. Белый, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), переинтерпретировавших ключевые образы и символы философии Ницше – вопреки ее ярко выраженному антихристианскому настрою – в религиозном ключе.

Лит.: Вересаев В. В. Аполлон и Дионис (О Ницше). М., 1924; Гайдукова Т. Т.<#whitespace />Ницше и античность. У истоков одной философской концепции // Вестник Московского университета. Философия. 1980. № 6. С.71–81; Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 47–157; Слотердайк П. Мыслитель на сцене. Материализм Ницше // Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001. С. 547724; Данто А. Ницше как философ. М., 2001; Stegmaier W. Nietzsches Philosophie der Kunst und seiner Kunst der Philophophie. Zur aktuellen Forschung und Forschungsmethodik // Nietzsche-Studien. 2005. 34. S. 348374; Figal G. Nietzsches Dionysos // Nietzsche-Studien. 2008. 37. S. 5160; Burnham D., Jesinghausen M. Nietzsches The birth of tragedy: a readers guide. London, 2010.

 


Теги:  морфология культуры, философия Нового времени
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Коваль О. А.