|
Культурология Архетипы смерть автора«СМЕРТЬ АВТОРА» (“The Death of the Author”; “La mort de l’auteur“; рус. пер. 1989) – программное произведение французского философа, литературного критика, теоретика структурализма и постструктурализма Ролана Барта. Впервые эссе «С. а.» было опубликовано в 1967 г. в американском журнале Aspen (No. 5–6), французский вариант появился на следующий год в периодическом издании Manteia (No. 5). В последовавшей за этим книге «S/Z» (1970) Барт доказал реалистичность своей парадоксальной гипотезы на практике, продемонстрировав на примере построчного анализа бальзаковского рассказа «Саразин», что Бальзак как писатель невольно выступает транслятором тех культурных кодов, которые запечатлел язык его эпохи. Пафос научной мысли Барта был направлен в первую очередь против психоаналитического и биографического подходов к проблеме автора, задававшими тон в литературоведении 60-е гг. и представленными известными во Франции теоретиками Г. Лансоном и Сен-Бёвом, которые отводили существенную роль личности писателя при интерпретации его произведений. Ролан Барт критикует подобный метод чтения, где биографическое прошлое автора, его политические взгляды, особенности вероисповедания и другие личные пристрастия выступают причиной написания текста и указывают на, якобы, однозначное его толкование. Во-первых, согласно Барту, автор в жизни и автор в произведении – не одно и то же лицо, во-вторых, что более важно, присвоить тексту единственную интерпретацию – значит лишить его жизни, замкнуть в узком круге навязанных коннотаций. Десакрализовав фигуру автора – теперь он просто scriptor, писатель, который «рождается одновременно с текстом», – Барт тем самым воздает по заслугам читателю, в равной мере возлагая на него ответственность за текст, который всегда пишется «здесь и сейчас», будучи создаваем заново при каждом прочтении. Цитируя С. Малларме, М. Пруста, упоминая сюрреалистов и практикуемую ими методу автоматического письма, Барт обнаруживает в литературном опыте предшественников отголоски своей революционной идеи, в подлинном «авторстве» которой – вопреки самому ее содержанию – сомневаться не приходится. Главное, что открывается читателю при таком неклассическом подходе к анализу художественного произведения, который предлагает Барт, – это возможность реализации своей свободы, и, в первую очередь, свободы от власти единственного, определенного, фиксированного смысла, т. е., по большому счету, от власти идеологии. Ведь отказав тексту, а вслед и всему миру как тексту, в существовании однозначного, «правильного» положения вещей, Ролан Барт посягнул не только на господствующие в литературной традиции принципы критики и чтения, но и на сам механизм функционирования власти. Неслучайно, – если вспомнить о ситуации, сложившейся во Франции в 1968 г., – эссе «С. а.» было с энтузиазмом воспринято современниками Барта, особенно в среде политически ангажированного и бунтарски настроенного студенчества. В наши дни «С. а.» признается одним из канонических текстов постструкутрализма, оказавшим влияние на работы таких философов, как Жак Деррида, Юлия Кристева, Жак Лакан. Соч.: Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. С. 384–391. М., 1994; Барт Р. S/Z. М., 1994. Лит.: Косиков Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта “S/Z”) // Барт Р. S/Z. М., 1994. С. 277–302; Фрайзе М. После изгнания автора. Литературоведение в тупике? // Автор и текст. Вып. 2. СПб., 1996. С. 25–32; Walker C. Feminist Literary Criticism and the Author // Critical Inquiry. 1990. Vol. 16, № 3. Р. 551–571; Burke S. The Death and Return of the Author: Criticism and Subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh, 1992; Couturier M. La Figure de l’auteur. Seuil, 1995; Lavialle N., Puech J.-B. L’Auteur comme oeuvre. L’auteur, ses masques, son personnage, sa légende. Orléan, 2000; North M. “Authorship and Autography” in Theories and Methodologies // PMLA. 2001. Vol. 116, № 5. Р. 1377–1385.
Теги: Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Коваль О. А. |