|
Архетипы божественный царьБожественный царь (царь-бог). Тип царственности, возникший на Древнем Востоке. Он характеризуется более или менее выраженной тенденцией к обожествлению царя. Вплоть до установления его статуса в качестве бога. Наиболее явно эта тенденция выражена в Древнем Египте, где фараон в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта прямо воспринимался как бог. Египтяне видели в нем сына верховного божества, которым мог быть Ра, Хоракти, Атум, Атон. Неизменным при этом оставалось богосыновство фараона. В древнеегипетской «теологии» оно могло трактоваться двояко, и как сравнительно скромное положение в пантеоне и в то же время как очень высокий ранг божественности. На первое указывает сыновство фараона, у языческих богов оно всегда умаляет божественность, последнее же вытекает из того, что фараон еще и сын священной энеады, он произошел из семени девяти старших богов древнеегипетского пантеона или даже в нем семя всех богов. Божественность царя на Древнем Востоке предполагала установление его особого культа, поклонение ему, исполнение соответствующих ритуальных действий. Одним из выражений этого культа стал монументализм древневосточных культур. Он выразился в грандиозных сооружениях: пирамидах, зиккуратах, мощных стенах и башнях огромных городов, дорогах (царских путях) и т. д. Так или иначе грандиозные сооружения обозначали собой непосредственное присутствие сакральной реальности здесь на земле. Оно обставлялось таким образом, что вся жизнь древневосточных государств тяготела к тому, чтобы быть служением божественному царю, то есть богослужением. Причастность его особе, чем большую близость она предполагала, тем более должна была животворить подданных божественного царя. В Древнем Египте, например, фараон мог трактоваться как ка, то есть душа каждого из египтян. Она действовала в них, обращая их к жизни и житейскому благополучию. Соответственно, царское неудовольствие и тем более гнев — это подобие смерти или прямое обращение нерадивого подданного в небытие. Божественность царя исключала какой-либо намек на его неправоту или нерадение о благе подданных. Заведомо царь олицетворял собой благо, от него исходила благодать, благодатными были даже гнев и наказания, исходившие от царя. Они восстанавливали справедливость, а в конечном счете космическое устроение жизни в царстве. Какое-либо неприятие божественного царя и его царствования было возможно не иначе, чем через обнаружение в нем неподлинности и подмены, когда царь оказывался самозванцем, шутом, пагубно для подданных разыгрывающим роль царя. Самозванца-шута подлежало развенчать и повергнуть в небытие. Божественный царь как и его предшественник – царь-жрец тоже выступал прежде всего в роль отца-родителя, кормильца и судии своего народа. Однако теперь он был не только посредником между мирами сакральным и профанным, но сам по себе представлял собой сакральную инстанцию. Сочетание посредничества и из себя исходящей божественности в божественном царе предполагало, что в чем-то он призывал на свой народ милость богов, а в чем-то сам изливал на подданных. Очень важно отметить, что появление фигуры божественного царя, означало появление тенденции и персонализации сакральной реальности. Царь представлял собой некоторую бытийствующую единичность, в которой концентрировалась божественность. Она уже не была такой же неопределенной и неустойчивой реальностью, которую представляли из себя каждый из обычных небесных богов. Эти боги легко переходили друг в друга, сливалисьпочти до неразличимости с тем, чтобы впоследствии выкристаллизоваться на время из общего потока божественности. Божественный царь, пока царствовал, в принципе, был один. Смена же царей оставляла открытым вопрос о том, новая ли это персона или очередное воплощение все той же сакральной реальности под новым обличием. В любом случае пускай и временная фиксировання единичность божественного царя индивидуализировала его существование, предполагала движение в сторону персонизации божества, что не могло не сказываться как на восприятии самих себя подданными, так и ими своих небесных богов. Литература: 1. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988. 2. Г. Монте. Египет Рамсесов. М., 1989. 3. А .Е.Ноговицын. Магия хеттов. 4. Г. Франкфурт. Г. А. Франкфурт. Дж. Уилсон, Т. Якобсон. В преддверии философии. М., 1984. 5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х тт. Ч. 1. М., 1980.
Теги: Дисциплина: Культурология Авторы: Сапронов П. А. |