|
Архетипы царь-жрецЦарь-жрец. Фигура, представляющая собой наиболее архаичный тип царственности. Характерна для первобытности, хотя черты царя-жреца сохраняются и в последующие эпохи. Сочетание в нем царского и жреческого измерения указывает на двойственность этой фигуры. С одной стороны, она обращена к сакральной инстанции, которая санкционирует ее власть. Более того, эта власть представляет собой не более чем следование воле богов. Но, с другой стороны, быть царем для царя-жреца означало его собственную сакрализацию. Она выражалась в том, что в царе-жреце действовали сакральные энергии, он был их земным воплощением. Сложность понимания бытийственного статуса царя-жреца состоит в том, что он, будучи сакрализованной персоной, вместе с тем оставался профанным существом. Для него постоянно сохранялась перспектива десакрализации и профанизации. Она становилась реальностью тогда, когда у царя-жреца появлялись признаки недоброкачественности его царствования. Такие, например, как одряхление, болезни, ослабления мужской производительной силы, различного рода неустроения в «царстве»: стихийные бедствия, распри, коллективный психоз, эпидемии и пр. В этих и подобных им случаях могло происходить ритуальное умервщление царя-жреца. Вопрос о его смысловой основе при этом остается открытым. Она могла означать повержение вчерашней сакральной персоны в небытие хаоса. Но точно так же нельзя исключать того, то за ритуальным убийством стояло жертвоприношение, соединившее царя-жреца с сакральным миром, вернее, тенденция к его обоживанию. В качестве царя царь-жрец был обращен к подвластной ему общине. Как посредник между богами и людьми он являлся подобием родителя и кормильца. Непосредственно от него исходили жизненные блага, животворившие общину. В прямом подобии богам собственно властвование царя-жреца воспринималось как суд над вверенным ему народом. Властно-распорядительные действия, если не вести речь об экстремальных ситуациях, применительно к царю-жрецу находились на заднем плане. Ритуальная предзаданность жизни первобытных человеческих общностей оставляла для них очень ограниченные возможности. Царственность царя-жреца выражалась прежде всего в самом его наличии и пребывании, так же как и определяющей роли в ритуальном действии. В своих поступках он был в огромной степени предопределен, мог действовать почти исключительно в соответствии с ритуальными установлениями. Властные полномочия царя-жреца были вариативны и зависели от того, с каким аспектом царственности божества они соотносились. При этом не исключалось соотнесение с довлеющей себе полнотой божественной жизни, отстраненной и бесконечно удаленной от профанного мира. Тогда царь-жрец демонстрировал свою отрешенность от повседневной жизни своего народа. Он пребывал в своем жилище в состоянии покоя, ни во что не вмешивался, даже его контакт с ближайшим окружением сводился к минимуму. Считалось, что оно могло осквернить царя-жреца, профанировать присутствующее в нем сакральное. Тем не менее царь-жрец оставался подателем благ, невидимо исходивших от него, благодаря тесной связи с сакральной инстанцией. Жречество царя-жреца, как обращенность к богам, было неотрывно от его царственности. В нем был непосредственный источник царского могущества и власти. Они исходили на царя-жреца при исполнении им центральной роли в ритуальном действии. В частности, успешно состоявшееся жертвоприношение одновременно санкционировало исполнение царем-жрецом своих царских обязанностей. На царя-жреца в той или иной степени, в зависимости от конкретно-исторической ситуации, распространялась общая для архаических обществ тенденция восприятии власти как сочетающей в себе преимущества как ее носителя, так и его отверженности в виду непомерности вменяемой ему в обязанность миссии. Она не прикреплялась к царю-жрецу раз и навсегда, по воле богов могла менять своего носителя. По сути, в качестве царя он оставался местоблюстителем божества, который и был царем во всей полноте своей царственности. Литература: 1. П. А. Сапронов. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб., 2001. 2. Д. Д. Фрэзер. Золотая ветвь. М., 1986. 3. H. Frankfort. Kingship and the gods. Chi 1958. 4. Murray. The divine king of England. London, 1954.
Теги: Дисциплина: Культурология Авторы: Сапронов П. А. |