|
Архетипы русская идеярусская идея — многоплановое понятие отечеств. философии и до нек-рой степени историософская мифологема о сокровенном смысле бытия России и ее предназначении. Р.и. включает в себя два гл., тесно взаимосвязанных аспекта: 1) идею России и русской нации как метафизич. «архетипа» и «задания», определяющих ее духовно-культурную самобытность; 2) историческую миссию рус. народа как создателя России среди др. народов мира. Хотя понятие Р.и. ассоциируется с одноименной работой Вл. Соловьева (представляющей собой доклад о смысле существования России во всемирной истории, сделанный в Париже в узком кругу в 1888), проблематика, очерчиваемая этим понятием, восходит к начальным временам рус. христ. культуры. Осн. принципы определения заветной идеи о предназначении Руси оформились в сфере отечеств. церковного сознания в период с 11 по 16 в. Так, в «Слове о законе и благодати» Илариона — первого киев. митроп. рус. происхождения (11 в.) — проявилась духовная автономность по отн. к греч. Церкви и был поставлен акцент на общем смысле рус. историч. существования, на органичной, хотя и самостоятельно-нац. принадлежности Руси к христ. миру. В концепции Москва — Третий Рим, сформулированной старцем псковского Елеазарова мон. Филофеем (конец 15 в.), понятие о самобытности Руси поднялось до уровня ее всемирного предназначения. После падения Византии Русь стала считаться единств. хранительницей чистоты христ. веры. Здесь мы видим утверждение об универсальной самобытности Руси, воплощающей в своей судьбе некое сверхнац. духовное содержание, соотносящееся с духовными судьбами мира и человечества. В тезисе Русь — новый Израиль тверского инока Фомы проявилась тенденция к толкованию идеи рус. самобытности в одностороннем смысле безусловной нац. исключительности. В 16 в. утверждается идеал Святой Руси, ставший с тех пор духоносным источником рус. самосознания, поскольку он воплотил христ. нац. суть последнего. Этот идеал стал осн. всех послед. учений о «всечеловеческом» призвании России, тесно соединяющих пафос универсализма и дух нац. самобытности, столь характерные для рус. историософской мысли 19 в. Этот век породил многообразные версии понимания самобытности Руси и ее всемирной миссии. Среди них можно выделить культурно-исторические варианты Р.и. (сторонники к-рых, такие как старшие славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, видели нац. призвание в выработке нового, собственно рус. просвещения, оригинального культурного типа, некой «азиатско-славянской» цивилизации); религиозно-нравственные (чьи приверженцы, подобно Ф. М. Достоевскому, делали упор на духовное и нравств. значение России для всего остального мира); социально-исторические (связывающие с Россией надежды на окончательное социальное освобождение человечества — А. И. Герцен, Н. К. Михайловский и др. теоретики народничества); религиозно-эсхатологические (авторы к-рых вслед за Вл. Соловьевым считали, что Россия призвана достичь конечных религ. целей человечества, напр., «осуществить вселенское братство, исходящее из вселенского отечества через непрестанное моральное и социальное сыновство» и тем самым восстановить на земле правильный образ Божеств. Троицы. — См. Вл. Соловьев. «Русская идея», с. 43—44, 51). При всех увлечениях, крайностях и утопич. элементах в процессе поиска Р.и. отечеств. мысль проявила себя и как в высшей степени философски окрыленная, нравственно развитая, эсхатологически возвышенная. В своем метафизич. существе «русская идея, — как правильно указывал Бердяев, — не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего» («О России и русской философии», с. 168). Поэтому сводить все содержание Р.и. к консервативно-имперской политич. доктрине, как это делает А. Янов в своей известной книге, — значит, по меньшей мере, применять неадекватно узкий подход к проблеме, что свидетельствует об опред. идеологич. предвзятости. Лит.: Соловьев Вл. Русская идея. М., 1911; Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Пб., 1922; Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 г. Полн. собр. соч. М., 1981. Т. 23. С. 46—47; Серафим (Соболев), арх. Русская идеология. Джорданвилл, 1987; Янов А. Русская идея и 2000 год. Нью-Йорк, 1988; Бессмертный А. Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании // На пути к свободе совести. М., 1989; Горичева Т., Мамлеев Ю. Новый град Китеж. (Философский анализ русского бытия). Париж, 1989; Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. Теги: русская философия Дисциплина: Культурология Авторы: Степанов С. |