|
Культурология Архетипы светСВЕТ — онтологический, проводимый оптимистич. теистич. мировоззрением, принцип существования и познания, энергия прекрасного. В онтологич. плане, с креационистской т.зр. С. является первым творческим актом Бога (Быт. 1,3), первой формой, свойство к-рой — способность к беспредельному самовозрастанию, бесконечная распространяемость во всех направлениях. В Ветхом и Новом заветах говорится о «неприступном свете» как месте «обитания» Бога и вместе с тем допускается суждение «Бог есть свет», к-рое не является пантеистич. интерпретацией, возможной при обращении этого суждения: «Свет есть Бог». Исходя из этого в православ. мистике (исихазм) различаются невещественный, нетварный Божественный С., понмаемый как совершенно конкретное выражение Бога в тварном бытии (учение о Фаворском С., закрепившееся, кстати, в рус. словосочетании «белый свет»), и тварный, «лунный» С., живущий за счет преломления или отражения нетварного С. С. противостоит тьма, как нечто вторичное, как отсутствие С. Известны дуалистич. противопоставления С. и тьмы как двух абс. противоположных изначальных субстанций, напр. в манихействе и гностицизме. Имя «Князя тьмы» — Люцифера может быть переведено как «уносящий свет; куда? — в бездну!» (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990, с. 457). Тварный С., по совр. естеств-научн. представлениям, является чистой, лишенной массы покоя физич. энергией. В гносеологич. плане, С. очищает и преображает чел. ум т темноты неведения, душу от слепоты страстей, тело от мрака похоти. Результатом очищения (освещения, или освящения) чел. способностей является мгновенное озарение, как обретение духовного С. Отн. к С., как предмету мистич. и интеллект. созерцания, породило традицию т.н. метафизики С., ведущей свои истоки от Платона, Псевддо-Дионисия Ареопагита, Августина, Р. Гроссетеста, Декарта и др., и продолжающейся вплоть до наших дней. «Метафизику С.», или, другими словами, «онтологическую оптику» можно расчленить на три дисциплины: теорию прямого видения, делимого на пассивное (исхождение лучей от предмета) и активное (исхождение лучей от глаза, учитывая его «солнцеподобие») зрение; теорию отражения — катоптрику; теорию преломления — диоптрику. Представители маргинальных течений в философии XX в. выступают с критикой возможности существования «онтологической оптики», усматривая в ней претензию на всевидение, чреватую тоталитаризмом, к-рому свойственна «всеподнадзорность», «паноптизм» (М. Фуко). Теги: экзистенциалы Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Степанов С. |