|
Архетипы Гавриил архангелГАВРИИЛ (евр. gabri'el, “сила Божья” или “человек Божий”), в иудаисти-ческих, христианских, а также мусульманских представлениях один из старших Ангелов (в христианстве — Архангел). Если всякий Ангел есть “вестник” (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8, 16—26; 9, 21—27), где призван “научить разумению” пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как “предтечи” Иисуса Христа (Лук. 1, 9—20); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя “Иисус” (1, 26—38, см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями — либо над огнём (раввинистический трактат “Песахим” 118 а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат “Санхедрин” 95 b). В апокрифической “Книге Еноха” Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в “Песни о Роланде” Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всём мире. Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |