КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Архетипы

Гог и Магог

ГОГ И МАГОГ (евр

ГОГ И МАГОГ (евр. gog w magog), в эсхатологических представлениях иу­даизма и христианства, а также ислама (“Иаджудж и Маджудж”), воинствен­ные антагонисты “народа Божьего”, которые придут “в последние времена” с севера или с других окраин населённого мира. Имена “Гог” и “Магог” (обыч­но “Гог” — имя предводителя и народа, “Магог” — имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном сочетании. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт. 10, 2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-эпоним какого-то север­ного по отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами. В “Книге Иезекииля” Гог — князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст Библии добавляет “в земле Магог”, в чём современная текстология склонна видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, вер­ную по смыслу, ибо она даёт тот же образ враждебного кочевого севера, что “Рош, Мешех и Фувал”); Гог поведёт рать конников “от пределов севера” в со­юзе с другими народами, и произойдёт это “в последние дни”, когда Израиль вернется из пленения и будет жить “безопасно”; Сам Господь выступит против Гога, произведёт страшное землетрясение, поразит “на горах Израилевых” войска Гога и пошлёт огонь на землю Магог (Иезек. 38—39). Позднеиудейская традиция прямо связывает нашествие Г. и М. с пришествием Мессии и Страш­ным Судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии “родовых мук” мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займёт ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или какой-либо иной срок). В но­возаветном пророчестве имя “Гог” понято как обозначение народа, что не про­тиворечит первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно — норма архаической семантики), а нашествие Г. и М. приуро­чено к истечению сроков тысячелетнего царства, когда сатана выйдет из зато­чения (характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствую­щий и в мусульманской версии); придя с “четырёх углов земли”, Г и М. в не­исчислимом множестве окружат “стан святых и город возлюбленный”, но бу­дут пожраны огнём с небес (Откр. 20, 7—9).

Среди множества предположений относительно этимологии Г. и М.: назва­ние страны Магог возникло из аккадского названия “страны Гугу” — Gugu; Гог у Иезекииля ассоциируется с царём Лидии Γυγης; (Herodot. 1, 8, 14). Иу­дейская учёность эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (Соответственно Г. и М.) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидя­нами и парфянами; византийцы сопоставляли Г., “князя Роша”, с русскими (“Рош” транскрибируется по-гречески как Ros); с 13 в. Г. и М. ассоциирова­лись с татаро-монголами.


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм, ислам
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.