|
Архетипы девять чинов ангельскихДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ (слав. “чин” соответствует греч. ταξις, “порядок”, “ряд”, “отряд”), в христианских представлениях ступени иерархии ангельских существ. По учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 или нач. 6 вв.), Д. ч. а. образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к Богу) — Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип Божественного мировладычества) — Господства, Силы, Власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) — Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле слова). Разрабатывая свою доктрину, Псевдо-Дионисий подводил итоги развития многовековой традиции выделения различных разрядов Ангелов (в широком смысле слова); традиция эта имеет библейские истоки: в Ветхом Завете упоминаются Серафимы, Херувимы, Силы, Ангелы, в Новом Завете — Престолы, Господства, Власти, Начала, Архангелы. Христианские авторы 4 в. предлагали различные варианты классификации Ангелов (напр., у Григория Богослова — Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Силы, Сияния, Восхождения, Силы умные, или разумения; в т н. “Апостольских установлениях” — Херувимы, Серафимы,<#whitespace />Эоны, Воинства, Силы, Власти, Начала, Престолы, Архангелы, Ангелы); у Кирилла Иерусалимского более чем за столетие до Псевдо-Дионисия речь идёт о Д. ч. а., перечисляемых в том же составе, но в несколько ином порядке. С другой стороны, на осмысление самого числа Д. ч. а. у Псевдо-Дионисия и его продолжателей повлияла неопифагорейская и неоплатоническая Мистика чисел, отчасти связанная с мифологическими истоками. “Девятерица” воспринималась, с одной стороны, как “триада триад”, как усугубление числа “три” сакраментальнейшего из чисел (9=32), и как бы её эксплицирование, развертывание вовне внутренних энергий Троицы, а постольку и как эквивалент числа “три” (срв, в греч. мифологии число муз — или три, или девять). Мотивы числовой мистики в доктрине о Д. ч. а. имеют многочисленные параллели фольклорного или полуфольклорного свойства. Например, представление западной средневековой рыцарской культуры о девяти славнейших витязях, сгруппированных по триадам: три христианина — Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский, три язычника — Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь, три иудея — Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей; формула русского деревенского колдовства: “три — не тройка, девять — не девятка”, дважды отрицающая троичность; европейская поговорка о девяти жизнях кошки, предполагающая в числе “девять” замыкание циклической полноты, и т. п. Теги: христианство Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |