|
Категории идолыИДОЛЫ — в философии Ф. Бэкона — «помехи», усложняющие и искажающие процесс познания. Как родоначальник новоевроп. философии, Бэкон ставит возможность познания истины в зависимость от первоначального критич. самоанализа мышления. И., призраки, «монстры» сознания суть стерео- и монотипические напластования в нем, в совр. терминологии именуемые архетипами, коллективным и индивидуальным бессознательным. Делая их предметом спец. критич. анализа, предваряющего положительную метафизику, Бэкон рассматривает И. рода, пещеры, площади и театра. 1. Родовые недостатки чел. мысли, главный из к-рых — тенденция рассудка воспарять над фактами на крыльях фантазии. Разуму надо «привязывать к крыльям гири», чтобы он держался ближе к эмпирической действительности. 2. И. пещеры — те, к-рые мы бы назвали связанными со специфич. особенностями индивидуального развития каждого человека, ибо у всякого — своя жизненная пещера, перенесение особенностей к-рой на познаваемый предмет искажает его. 3. И. площади — ложные смыслы и значения слов, используемые людьми без критич. отношения к источнику их получения. 4. И. театра — результаты бездумного следования традиции. Шекспировское «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры» Бэкон «проецирует» в историю философии и теологии, сравнивая ее со спектаклем, роли в к-ром исполняются фс. и богослов. понятиями (субстанции, идеи, ипостаси). Представление — не действительность, а ее выражение, при отождествлении же их познающий субъект попадает во власть демонов и методологич. монстров. Изгнание И. — наиб. яркая страница творчества Веруламца, на к-рой основана разработка индуктивного метода, определяющего содержание эмпиризма. После Бэкона новоевропейский философ, как правило, начинает с гносеологич. самокритики. В новоевроп. метафизике идея критики является одной из центральных.
Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |